Традиции МИЭТ обеспечивают подготовку кадров, способных создавать технологии завтрашнего дня

Спецвыпуск/2025 журнала «ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ»
В этом году Национальному исследовательскому университету «МИЭТ» исполняется 60 лет. Сегодня вуз решает целый комплекс задач по обеспечению отрасли высококвалифицированными кадрами – не только для преодоления текущего дефицита в специалистах, в том числе в таких востребованных в настоящее время направлениях, как электронное машиностроение и разработка САПР микроэлектроники, но и для развития отечественной электронной промышленности в долгосрочной перспективе. О том, как решаются эти задачи, как в этом помогают традиции университета, как меняется отношение молодежи к электронной отрасли, а также о планах вуза на будущее нам рассказал ректор НИУ МИЭТ, д. т. н., профессор Сергей Александрович Гаврилов.
– Сергей Александрович, в этом году НИУ МИЭТ исполняется 60 лет. Как бы вы охарактеризовали в двух словах то, каким подошел МИЭТ к этой дате? Учитывая, что электроника – область науки и техники, характеризующаяся интенсивным развитием, какую роль в подготовке кадров в современных условиях играют сформировавшиеся за эти годы традиции?
– Традиции МИЭТ – фундаментальность, практическая ориентированность, системность и тесное взаимодействие с отраслью – не только не устарели, но и, напротив, являются ключевым конкурентным преимуществом, позволяющим университету эффективно развиваться. Эти традиции сегодня обеспечивают подготовку кадров, которые способны создавать технологии завтрашнего дня, обеспечивая технологическое лидерство России в критически важной сфере электроники. МИЭТ демонстрирует, как прочный фундамент позволяет уверенно строить инновационное будущее.
– Совсем недавно закончился прием документов для поступления в МИЭТ в этом году. Как бы вы оценили нынешнюю активность абитуриентов? Можно ли сказать, что электроника становится более привлекательной для молодежи, чем это было несколькими годами ранее?
– Если говорить кратко – да, электроника сегодня привлекает молодежь значительно сильнее, чем несколько лет назад, и нынешняя приемная кампания в МИЭТ это наглядно подтверждает. Благодаря стратегической государственной поддержке (программа «Приоритет 2030», проект «Передовые инженерные школы»), тесной интеграции с высокотехнологичными компаниями и активной модернизации образовательных программ, МИЭТ демонстрирует уверенный рост интереса абитуриентов. Ключевые показатели – стабильно высокий средний балл ЕГЭ зачисленных, в том числе на местах по целевой квоте, повышенный конкурс на технические направления, а также высокий спрос на новые инженерные профили Передовой инженерной школы, где готовятся специалисты для таких критически важных областей, как электронное машиностроение и разработка САПР для микроэлектроники. Молодые люди выбирают МИЭТ за его уникальное сочетание глубоких традиций фундаментальной подготовки с передовыми практиками и гарантированными перспективами в индустрии. Следует отметить и популярность Колледжа электроники и информатики, который мы открыли год назад: конкурс даже на платные места составил более четырех человек на место. Уже сейчас некоторые наши студенты не только проходят практику, но и успешно работают на предприятиях микроэлектроники в Зеленограде.
– Сейчас часто говорят о необходимости подготовки высококвалифицированных кадров начиная со школьной скамьи. Какая работа ведется НИУ МИЭТ в этом направлении?
– МИЭТ выстраивает непрерывную траекторию «школа – вуз – предприятие» через систему практико-ориентированных проектов – это тоже часть традиций университета. Мы активно развиваем инженерные классы на базе детского технопарка «СМАРТ-ПАРК», где школьники изучают схемотехнику и основы проектирования микросхем под руководством наших преподавателей. Ключевой акцент делается на интеграцию с промышленностью: совместно с лидерами отрасли мы организуем мастер-классы, олимпиады и другие профориентационные мероприятия. В прошлом году к нам поступило более 700 первокурсников, которые ранее принимали участие в наших профориентационных мероприятиях – это примерно половина от всех поступивших. Приятно, что таких ребят становится с каждым годом всё больше: за прошлый год этот показатель увеличился на 20%. Большая работа проводится и в рамках ПИШ: это цикл лекций по решению сложных задач по математике и физике, мастер-классы по проектированию ЭКБ, лекции для школьников от партнеров вуза, а также экскурсии в лаборатории вуза и на предприятия.
В среднем за учебный год мы проводим не менее 15 олимпиад и конкурсов. Среди этих мероприятий мы можем отметить предпрофессиональную олимпиаду, которая дает право поступления без вступительных испытаний, Физико-математическую олимпиаду – за победу или призерство в ней можно получить до 10 баллов за индивидуальные достижения. Мы продолжаем развивать олимпиаду «Электронный наномир» – она проходит под эгидой Ассоциации вузов ЭКБ совместно с еще 13 вузами. Олимпиада нацелена на популяризацию отрасли и привлечение в нее наиболее талантливых ребят. Этот опыт мы собираемся масштабировать. Второй тур проходил в 12 регионах России и охватил более 180 участников.
На протяжении нескольких лет преподаватели МИЭТ читают лекции в Образовательном центре «Сириус» в рамках проекта-лектория «Микроэлектроника детям». Совсем недавно заместитель директора Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук Генрих Девяткин рассказал школьникам о цифровой гигиене и о высоких технологиях в юриспруденции. До этого профессор Института биомедицинских систем Александр Герасименко прочитал лекцию, посвященную открытиям в области оптоэлектронных устройств и лазеров, принципы работы которых открыли великие российские ученые, нобелевские лауреаты – ветераны Великой Отечественной войны. Иван Пьянов, доцент того же института, провел занятия по биомедицинской инженерии искусственных органов. Виктория Пестова, старший преподаватель Института перспективных материалов и технологий, проводила мастер-класс по созданию голограмм. Заместитель директора Института цифрового дизайна Борис Кулагин познакомил учащихся с аспектами применения виртуальной реальности в различных областях. Также экспертом просветительского проекта стала Юлия Назаркина, старший преподаватель Института перспективных материалов и технологий – она рассказала о применении наноматериалов. В начале учебного года лекцию «Квантовые информационные технологии. Путешествие в будущее» провела доцент Института физики и прикладной математики Надежда Богданова, а Антон Бойко, доцент Института нано- и микросистемной техники, прочитал для слушателей две лекции: «Как устроены „мозги“ у робота. Какие устройства мы называем „умными“ и почему?» и «Микрофлюидика: от борьбы с вирусами до „человека на чипе“».
Борис Логинов, начальник научно-исследовательской лаборатории атомной модификации и анализа поверхности полупроводников, уже не первый год руководит командами юных исследователей в рамках проекта «Большие вызовы», направление «Новые материалы и нанотехнологии». Его команда обнаружила новый механизм возникновения в космосе пыли, опасной для космических кораблей, благодаря линейке уникальных кадров, полученных за полтора года с первого в мире космического сканирующего зондового микроскопа СММ-2000С. Также в этом году совместно с Фондом «Талант и успех» (Образовательный центр «Сириус») МИЭТ запустил новый профориентационный проект – неделю микроэлектроники в школах – ассоциированных партнерах «Сириуса». Всего было охвачено около 60 школ в разных регионах России. В рамках мероприятия школьников 7–10 классов познакомили с основными понятиями и явлениями в микроэлектронике. По результатам была проведена Олимпиада «Микроэлектроника», где ребята могли продемонстрировать, как они усвоили полученные знания. Кроме того, для ранней профориентации открыты курсы Центра компьютерного обучения (ЦКО) МИЭТ (IT, робототехника). МИЭТ также участвует в реализации Национальной технологической олимпиады, что позволяет ребятам заработать себе право на поступление в вуз без вступительных испытаний. Результат такой системной работы – осознанный выбор будущей профессии и рост конкуренции среди абитуриентов.
– Одно из нововведений недавнего времени, о котором вы уже упомянули, – создание передовых инженерных школ. В НИУ МИЭТ создана ПИШ «Средства проектирования и производства электронной компонентной базы». Как развивается этот проект?
– Важнейшим элементом обеспечения технологической независимости является наличие отечественных средств проектирования и производства ЭКБ, обеспечивающих создание критически важных компонентов электроники. Решение поставленных задач в достаточно короткие сроки требует большого количества уникальных специалистов, которые в таком количестве еще недавно не были востребованы на рынке труда. Передовая инженерная школа МИЭТ направлена на восстановление системы подготовки кадров для подотрасли электронного машиностроения, включая САПР и материалы. Совместно с промышленными партнерами мы уже разработали и реализуем четыре программы высшего образования (магистратура, набор осуществляется второй год), разработано и внедрено 18 программ повышения квалификации (в том числе одна сетевая), а также две программы переподготовки. С момента создания ПИШ МИЭТ 205 человек успешно завершили обучение по программам повышения квалификации и 10 – по программам профессиональной переподготовки, разработанным ПИШ МИЭТ. В этом году проводится набор на новые программы бакалавриата, разработанные в Передовой инженерной школе. В рамках этих программ будет осуществляться подготовка конструкторов, инженеров-технологов (материаловедение), разработчиков систем управления промышленной робототехники и специалистов по автоматизации технологических процессов.
– В чем основное отличие проекта ПИШ от «классических» образовательных программ? Можно ли привести примеры программ, реализуемых в ПИШ МИЭТ?
– Подготовка студентов в ПИШ – это логичное развитие традиционного для МИЭТ проектного подхода к организации учебного процесса в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. Главное отличие – это концентрация ресурсов вуза и отрасли на критически важных для обеспечения технологического лидерства страны узкоспециализированных областях, в которых в настоящее время наблюдается наиболее острый дефицит высококвалифицированных кадров. Студенты при обучении в рамках дисциплин участвуют в реальных производственных проектах в новых научных и учебных лабораториях, выполняющих научные проекты по направлению деятельности ПИШ, используя в том числе сервис MPW (Multi-Project Wafer) при выполнении проектных курсовых и выпускных квалификационных работ. Для реализации такого подхода в ПИШ при участии партнеров созданы лаборатории, оснащенные современным оборудованием. Кроме практики, которая является частью учебного плана, студенты проходят внеучебную стажировку. Отмечу, что такую возможность имеют и другие студенты технологической магистратуры. По итогам прохождения такой стажировки можно сказать, что ребята приобретают дополнительный опыт работы в реальных проектах предприятий. О положительных результатах стажировки есть отклики как самих студентов, так и партнеров, на предприятиях которых проводилась стажировка. Все разработанные программы в ПИШ согласованы с предприятиями-партнерами. Выполнено значительное обновление программ, включены новые дисциплины, разрабатываемые при участии партнеров. К преподаванию уникальных дисциплин привлекаются высококвалифицированные сотрудники компаний. Их опыт и знания востребованы не только студентами, но и преподавателями. Преподаватели МИЭТ для реализации дисциплин проходят повышение квалификации, в том числе в форме стажировки в высокотехнологичных компаниях. Для правильного использования оборудования при выполнении проектов разрабатываются новые лабораторные работы. Безусловно, опыт ПИШ – уникальный. Мы будем постепенно распространять его и на другие образовательные программы МИЭТ. В образовательной программе магистратуры «Технологическое оборудование для производства изделий микроэлектроники и микросистемной техники» ПИШ МИЭТ в основу дисциплин легли реальные научно-инженерные задачи коллектива предприятия-партнера АО «НПП «ЭСТО», которое в настоящее время ведет работы по научному проекту. В рамках дисциплины созданы новые методические материалы (лекции, лабораторные и практико-ориентированное задание), которые позволят студентам понять роль и место процессов литографии в технологических маршрутах изготовления ЭКБ. Реализация дисциплин будет проходить на базе нового переоборудованного в рамках ПИШ компьютерного класса – «Центре разработки СТО и роботизированных систем». Программа магистратуры «Вычислительные системы и электронная компонентная база», разработанная и запущенная в апробацию с осени 2024 года совместно с компанией Yadro, тесно связана с научным проектом «Создание и развитие отечественных перспективных СФ-блоков для проектирования систем на кристалле на архитектуре RISC-V». Практические проекты студентов фокусируются на разработке и тестировании ключевых компонентов для экосистемы RISC-V, что напрямую поддерживает выполнение задач научного проекта. Реализация программы проходит на базе лаборатории ПИШ «СФ-блоки и библиотеки», предоставляющей современные условия для выполнения исследований и практико-ориентированного обучения. Программа магистратуры «Проектирование систем управления технологическим оборудованием микроэлектроники» (27.04.04 «Управление в технических системах»), запущенная в 2024 году, разработана на основе результатов НИР «Комплексные исследования в области развития систем управления электронного машиностроения в Российской Федерации» (Базис-84-СУ) по заказу АО «МНТЦ МИЭТ». Программа магистратуры «Программные средства САПР СБИС и систем на кристалле» ориентирована на подготовку специалистов по созданию средств автоматизированного проектирования ЭКБ. Содержание специальных дисциплин программы включает в себя рассмотрение принципов и методов разработки элементов САПР цифровых СБИС и СнК и затрагивает такие инструменты, как логический синтез и ресинтез, временной анализ, анализ энергопотребления, внутрисхемная отладка цифровых схем. Практическая подготовка студентов направлена на применение изученных инструментов разработки ПО к созданию отдельных инструментов САПР интегральных схем. Реализация программы проходит на базе лаборатории ПИШ «САПР микроэлектроники», созданной совместно с компанией – разработчиком САПР АО «МНТЦ МИЭТ», на базе которой организован коллективный доступ к современным промышленным и открытым САПР ЭКБ, а также широкому спектру комплектов средств проектирования (PDK и библиотеки) для техпроцессов от 350 до 7 нм.
– Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед отраслью, является развитие современных кристальных производств и создание оборудования для них. Недавно АО «ЗНТЦ» объявило о завершении разработки литографа для топологической нормы 350 нм. Создаются и другие виды микроэлектронного оборудования. Какое отражение это находит в учебном процессе университета?
– В рамках совместной с АО «ЗНТЦ» лаборатории создан специализированный стенд для исследования и отработки базового технологического процесса, студенты проходят там практику и обучаются по новой образовательной программе. Кроме того, с участием студентов ведутся работы по созданию унифицированного комплекта разработчика автоматизированных систем управления специальным технологическим оборудованием с открытой архитектурой, выполняющих функции сбора и обработки информации, регистрации, управления, регулирования, сигнализации и технологических блокировок и предназначенных для обеспечения необходимых параметров управления и бесперебойной работы СТО. Единый подход к построению системы управления на основе унифицированной аппаратной платформы и среды разработки ПО в перспективе обеспечит снижение эксплуатационных расходов, унификацию ЗИП, простоту ремонта, поддержку стандартных языков МЭК 61131-3, единую подготовку кадров по единым стандартам.
– Аналогичный вопрос хотелось бы задать про САПР для микроэлектроники, в особенности учитывая, что исполнителем ОКР по созданию цифрового маршрута является АО «МНТЦ МИЭТ» – дочерняя структура НИУ МИЭТ. Подключаются ли студенты вуза к разработке отечественной САПР?
– Действительно, с 2023 года АО «МНТЦ МИЭТ» выполняет ОКР «САПР микроэлектроника», направленную на создание широкого спектра отдельных средств проектирования – от технологических САПР и специальных инструментов для полупроводниковых производств до проектирования цифровых ИС. В 2024 году стартовала работа по созданию маршрутов базового уровня для проектирования цифровых СБИС на основе библиотек стандартных ячеек, ПЛИС и БМК. С самого начала работ студенты принимают участие в реализации этих проектов. Это и обучающиеся ПИШ, и стажеры специализированных научных лабораторий. АО «МНТЦ МИЭТ» как интегратор цифрового маршрута предусматривает формирование и развитие пользовательской среды совместно с университетом. Это подразумевает организацию мероприятий по апробации САПР, предоставлению тестового доступа, сопровождению пользователей, а также созданию программ обучения и методической поддержке, что обеспечит широкую вовлеченность разработчиков и повышение квалификации специалистов отрасли. Важным элементом пользовательской среды является специализированная подготовка кадров – как разработчиков, так и пользователей новых отечественных САПР. МИЭТ уже разрабатывает и реализует программы повышения квалификации; сформирована инженерная команда, накапливающая опыт использования новых САПР при решении промышленных задач.
– Если говорить о кадровом вопросе в электронной отрасли в целом, потребность в специалистах по различным направлениям в первую очередь определяется промышленными предприятиями. Как строится взаимодействие промышленности и вуза с точки зрения определения приоритетов и планирования набора?
– Потребность в специалистах определяется не только промышленными предприятиями: следует помнить и о научных организациях, и о государственных проектах по развитию отрасли, и о загоризонтных технологиях, нацеленных на обеспечение лидерства России на мировой арене. В целом, эту задачу можно разложить на три уровня перспективы: ближайшая, среднесрочная и долгосрочная. Очевидно, что ни одна организация в одиночку такую задачу не решит. Для этого в 2023 году на базе МИЭТ по решению Совета по развитию электронной промышленности Минпромторга России был создан Координационный центр «Кадровое обеспечение микроэлектроники», который играет ключевую роль в системном прогнозировании кадровых потребностей отрасли. Его основная задача – трансформировать существующие запросы предприятий, а также планы и прогнозы развития отрасли в конкретные управленческие решения для образовательной системы. Центр агрегирует данные от промышленных предприятий, отраслевых консорциумов, Федерального кадрового центра ОПК и вузов с целью не только фиксировать текущий кадровый дефицит (например, в области электронного машиностроения или разработки отечественных САПР), но и строить среднесрочные прогнозы по востребованным компетенциям и специальностям. На основе этого анализа формируются рекомендации по контрольным цифрам приема (КЦП) в вузы и квотам целевого обучения, а также предложения по гармонизации образовательных программ с профессиональными стандартами. Что касается взаимодействия с другими университетами, здесь МИЭТ и координационный центр выступают интеграционной платформой. Например, на базе Центра коллективного проектирования МИЭТ создана распределенная сеть учебных дизайн-центров, предоставляющая студентам из разных регионов доступ к единым ресурсам: современным САПР, включая отечественные платформы, лабораториям прототипирования и учебным курсам. Особое значение имеет технологический сервис MPW: для университетов-партнеров, насчитывающих более 15 вузов, организованы коллективные запуски производства прототипов интегральных схем на отечественных фабриках. Это позволяет студентам из разных вузов реализовывать проекты на уровне проектирования и изготовления микросхем. Следует отметить значимую роль Ассоциации вузов ЭКБ: она выступает ключевой платформой для консолидации усилий университетов, предприятий и научных организаций в подготовке кадров для электронной промышленности. Объединяя 37 ведущих вузов и 7 научных и коммерческих организаций из более чем 20 регионов России, ассоциация обеспечивает синхронизацию образовательных стандартов, обмен лучшими практиками и координацию инфраструктурных проектов. Членам ассоциации предоставляется доступ к учебным лицензиям САПР и измерительному оборудованию ЦКП МИЭТ, а также приоритетный доступ к сервису MPW. Через рабочие группы с предприятиями ассоциация участвует в актуализации ФГОС, разработке профессиональных стандартов и организации отраслевых олимпиад. Такой подход превращает разрозненные инициативы в единую стратегию достижения технологического суверенитета. Таким образом, на МИЭТ возложена функция системного интегратора в области подготовки кадров для микроэлектроники: от прогноза – к конкретным механизмам (сетевым программам, инфраструктурным сервисам), а от них – к отраслевому диалогу. Эти новые механизмы позволят преодолеть разобщенность между органами власти, вузами, предприятиями и научными организациями и в будущем обеспечить технологическое лидерство России в сфере микроэлектроники.
– В этом году планируется особенно активное участие НИУ МИЭТ в Российском форуме «Микроэлектроника». Какова, на ваш взгляд, роль этого форума для отрасли? На какие его мероприятия вы бы обратили особое внимание?
– С 2015 года сотрудники НИУ МИЭТ являются активными участниками оргкомитета и форума в целом, модерируют научные секции «Информационно-управляющие и радиотехнические системы», «Технологии и компоненты микро- и наноэлектроники», «Микросистемы. Сенсоры и актюаторы», «Квантовые технологии», а также мероприятия деловой программы. Это значимое отраслевое мероприятие с широким спектром тематик, делегатами которого являются представители ключевых предприятий, поэтому форум – отличная площадка для обмена опытом, презентации передовых научно-технических результатов, а также формирования кооперационных связей между ведущими НИИ, университетами и промышленными предприятиями. В частности, НИУ МИЭТ традиционно проводит круглый стол, посвященный обсуждению кадрового обеспечения электронной промышленности. В современных условиях для оперативной подготовки кадров с необходимыми квалификациями важна кооперация с работодателем. В результате такой кооперации за короткий срок могут быть созданы новые программы основного и дополнительного образования, стажировок, которые направлены на подготовку специалистов, востребованных на предприятиях.
Кроме того, второй год подряд мы собираем на форуме представителей ПИШ и их партнеров для представления результатов работы по ключевым направлениям: микроэлектроника, силовая и СВЧ-электроника. И конечно, необходимо отметить предконференцию «Электронная компонентная база и радиоэлектронные системы», которая проходит на базе НИУ МИЭТ. Благодаря участию семи секций основной конференции форума, предконференция носит междисциплинарный характер, делегаты форума имеют возможность слушать доклады и взаимодействовать с участниками мероприятия по большему спектру тематик, чем в специализированных секциях.
– Можно ли узнать об основных планах развития университета на ближайшее время? Какие первоочередные задачи вы ставите перед собой?
Планы развития университета всегда строятся на основе целей и задач, продиктованных логикой социально-экономического развития страны. В ближайшее время система высшего образования перейдет на новую модель, которая заменит привычную систему бакалавриата и магистратуры, а самое главное, обеспечит акцент на практикоориентированность с опорой на высокий уровень владения фундаментальными основами математики, физики, химии. Для обеспечения качества подготовки кадров для электронной промышленности необходимо комплексно решить ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, используя успешный опыт ПИШ МИЭТ, создать комфортные условия заказчикам-работодателям для наполнения содержанием образовательных программ совместно с преподавателями вуза и с учетом взаимных инфраструктурных и проектных возможностей. Во-вторых, в условиях острого дефицита высококвалифицированных кадров и беспрецедентной широты спектра инженерных специализаций на современном микроэлектронном предприятии университет должен обеспечить сбалансированность подготовки специалистов с запросом отраслевого рынка труда. В-третьих, учитывая, что ведущие предприятия электронной промышленности распределены по многим регионам России, необходимо разрабатывать и широко использовать механизмы сетевого взаимодействия с региональными вузами, дополняя друг друга своими лучшими практиками. Это ставит перед университетом задачу увеличения количества мест в общежитиях для приема обучающихся на сетевых программах. И наконец, главная задача – развитие материально-технической базы образовательного процесса и научных исследований в рамках создания межуниверситетского научно-технологического центра. Центр должен стать полигоном апробации создаваемого отечественного технологического оборудования, новых материалов для микроэлектроники и специальных технологических веществ и одновременно выполнять функцию учебного полигона для подготовки кадров. Кроме того, центр должен стать площадкой для создания перспективных заделов для перехода от импортозамещения и обратного инжиниринга через разработку новых технологий и средств производства к технологическому лидерству.
С С.А. Гавриловым беседовал Ю.С.Ковалевский