В магистратуре открывается новая программа «Бизнес-аналитика»
С сентября 2023 года кафедра маркетинга и управления проектами НИУ МИЭТ открывает новую магистерскую программу «Бизнес-аналитика». Это будет третья магистерская программа в рамках направления 38.04.02 «Менеджмент» в университете. Подробнее о новой программе рассказывает заведующий кафедрой маркетинга и управления проектами Сергей Олейник.
– Сергей Павлович, Вы согласны, что сегодня четкое деление на «гуманитариев» и «технарей» теряет свою актуальность, а самые интересные профессии находятся на стыке нескольких дисциплин?
– Несомненно, в общественном сознании деление на «гуманитариев» и «технарей» имеет место. Более того, оно в некотором смысле традиционно. Вспомните хотя бы бытовавшее в среде интеллигенции 60-х – 70-х годов деление на «физиков» и «лириков», нашедшее отражение в поэзии Евтушенко Е. и Вознесенского А.. Но и тогда и, тем более, сейчас граница такого деления весьма размыта. И я согласен с Вами в том, что в этом «переходном слое» – в области междисциплинарности – кроется много интересного и еще не исследованного. Замечу, что экономика и менеджмент занимают некое срединное положение между естественнонаучным и связанным с ним инженерным знанием, с одной стороны, и гуманитарным знанием, с другой. Исследуя процессы соединения материальных ресурсов (земля, капитал) с нематериальными (труд, предпринимательство) в целях получения благ, экономика «наводит мосты» между технической и гуманитарной сферами. В этой связи подчеркну, что экономика относится к общественным наукам, а не к гуманитарным, как это часто приходится слышать. Когда люди вступают в отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, они отправляют экономические отношения.
– В контексте сказанного кто же такой «бизнес-аналитик»?
– В несколько упрощенном виде содержание менеджмента может быть сведено к трем базовым функционалам – выбору цели (постановке задач), выбору способа ее достижения (разработке стратегии и тактики изменений) и реализации выбранного способа движения к цели. Исполнение каждого функционала связано с созданием главного продукта менеджмента – управленческого решения. Но процесс принятия решения является многотрудным, стадийным, в котором едва ли не ключевое место занимает работа, заключающаяся в сборе и обработке данных, извлечении из них полезных сведений, выявлении причин успехов и неудач и т.п. Это необходимая работа, но это далеко не все. Понимаете, финансовый анализ – это ведь не про умение рассчитывать финансовые коэффициенты, равно как аналитический маркетинг не про умение исследовать рынок. Хотя это и важно. Главное – на основе анализа данных выявить господствующие тенденции, определить открывающиеся перспективы, оценить возможности и таким образом, «заглянув за горизонт», предложить руководству компании варианты управленческих решений по переводу ее в качественно новое состояние. Все перечисленное и является предметом деятельности бизнес-аналитика.
Далее топ-менеджменту компании необходимо выбрать одну из предложенных альтернатив, которую предстоит реализовать. Неопределенность и многофакторность общественной жизни настолько велика, что найти управленческое решение, априори гарантирующее успех, ох как непросто. Неслучайно старая английская пословица гласит: «Кто имеет выбор, тот имеет страдания», так что главный навык менеджера – умение выбрать то решение, которое приведет к успеху, а работа бизнес-аналитика, результатом которой являются качественно проработанные варианты решений, призвана облегчить указанные страдания. Поэтому краткий ответ на вопрос «Кто такой бизнес-аналитик?» мог бы звучать так – это специалист, который на основе глубокого и системного анализа данных должен дать ответ на вопрос «Что делать и как это сделать?». И еще. Я бы сказал, что бизнес-аналитики – это интеллектуальная элита менеджмента. Это специалисты, которые находятся между управленцами и учеными-исследователями, но от ученых их отличает то, что к результатам работы аналитиков не предъявляется требование научной новизны.
Коллектив кафедры на выпускном вечере 2019 года
– Какие карьерные перспективы будут открываться перед выпускниками программы? Насколько высокотехнологичные компании сегодня нуждаются в бизнес-аналитиках?
– Любой бизнес как целенаправленная рациональная деятельность нуждается в управлении. Это банально, но это так. Компаниям любого размера – от индивидуального предпринимателя до транснациональных корпораций – требуется качественный менеджмент. К слову сказать, именно по этой причине выпускники МИЭТ направления «Менеджмент» не испытывают затруднений с трудоустройством. Одна из ключевых задач менеджмента – это продуцирование управленческих решений. Аналитическая составляющая органически встроена в процесс принятия и реализации решений на всех его стадиях – от целеполагания до внесения изменений в ход реализации решений. Как неотъемлемая часть управленческого процесса бизнес-анализ присутствует везде, где есть управление, а, следовательно, потребность в лицах, реализующих аналитическую функцию, т.е. в бизнес-аналитиках, будет всегда.
В малых компаниях, как правило, эти функции выполняет сам руководитель или его ближайшее окружение. В штатном расписании больших корпораций под указанную функцию предусмотрены отдельные единицы, которые в зависимости от размеров бизнеса могут образовывать самостоятельный элемент организационной структуры в виде аналитического отдела, департамента или управления. Чем больше масштаб компании, чем более диверсифицирован ее бизнес, тем сложнее процесс управления и тем острее потребность в бизнес-аналитиках.
Что же касается высокотехнологичных компаний, то их потребность в качественном бизнес-анализе в общем нисколько не меньше, чем у любого другого субъекта финансово-хозяйственной деятельности. Однако в текущих условиях, когда меняется парадигма развития отечественной экономики, когда добавленная стоимость «возвращается» в страну, перед высокотехнологичными компаниями стоит особая миссия – обеспечить технологический суверенитет и конкурентоспособность нашей страны в глобальном мире. В таких условиях выбор стратегии развития и управление изменениями – архиважная задача. Без глубокого системного анализа ее не решить. А значит – нужны специалисты в области бизнес-анализа.
– Как родилась идея открыть новую образовательную программу?
– Идея открыть новую образовательную программу родилась не спонтанно. В некотором смысле, она выстрадана. Очевидно, что кафедра должна развиваться. У нас есть долгосрочный план развития, который мы последовательно реализуем, но с учетом изменяющегося состояния внутренней и внешней сред. Являясь образовательным структурным подразделением университета, кафедра видит одну из своих задач в формировании новых предложений на рынке образовательных услуг. Как маркетологи, мы знаем, что к числу значимых условий укрепления рыночных позиций относится расширение продуктового ассортимента, т.е. среди реализуемых нами образовательных программ время от времени должны появляться новые. Но, во-первых, такие программы должны быть востребованы, а во-вторых, мы должны обладать ресурсами для их качественной реализации. Нам представляется, что в настоящее время оба условия выполнены.
заведующий кафедрой маркетинга и управления проектами Сергей Павлович Олейник
– Каких студентов вы ждете на эту образовательную программу, какими качествами они должны обладать?
– В соответствии с правилами приема в магистратуру МИЭТ может поступать любой желающий, имеющий образование не ниже уровня бакалавриата любого направления подготовки, успешно выдержавший вступительные испытания. Поэтому мы приглашаем всех желающих. И все же, отталкиваясь от вашего вопроса, я бы хотел отметить категорию студентов-выпускников, которых мы особенно ждем. В результате общения со студентами МИЭТ старших курсов бакалавриата технических направлений подготовки у нас сложилось мнение, что некоторые ребята по тем или иным причинам не намерены по окончания вуза работать по выбранной специальности. При этом они получили отличное миэтовское образование, знают отрасль со стороны реализуемых в ней технологических процессов и говорят языком понятий, принятых в отрасли.
С точки зрения управления такие ребята знают предмет управления с инженерной стороны, представление о которой в силу объективных причин отсутствуют у выпускников образовательных программ общественных и гуманитарных направлений. Уход таких ребят в иные сферы занятости – непозволительная роскошь для университета. Мы должны им дать шанс остаться в отрасли, пусть и в ином качестве. Тем более что «технари» имеют хорошую математическую подготовку и научены мыслить, проникая в суть вещей. А это и есть те первоначальные навыки, которые необходимы будущему бизнес-аналитику. Поэтому привлечение на новую образовательную программу таких ребят для нас в приоритете.
– Что поможет поступающему определиться при выборе между программами Вашей кафедры – «Управление проектами» и «Бизнес-аналитика»? Каковы принципиальные отличия этих программ?
– Аналитическая работа по подготовке решений с одной стоны и принятие и реализация управленческих решений с другой – это две стороны одной медали. Поэтому отличие между существующей программой «Управление проектами» и новой программой «Бизнес-аналитика» в расстановке акцентов, в специализации обучающихся, которые в реальном управленческом процессе будут работать бок о бок, но каждый будет решать свои задачи.
Так, в программе «Управление проектами» профессиональные компетенции сосредоточены вокруг способности управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла. Вы скажете, что без аналитической составляющей управление проектом невозможно, и будете правы. Именно поэтому в программу «Управление проектами» включена такая дисциплина как «Проектный анализ». Без навыков анализа проектный менеджер не может считаться достаточно подготовленным.
В новой программе дисциплин аналитической направленности кратно больше: практически каждому направлению бизнес-анализа посвящена отдельная дисциплина – «Финансовый анализ», «Инвестиционный анализ», «Современный стратегический анализ», «Аналитический маркетинг», «Технический анализ фондового рынка». Необходимая составляющая работы аналитика – моделирование ситуаций, состояний, бизнес-процессов, последствий принимаемых решений. Формирующие такой навык дисциплины также нашли свое место в представляемой программе. Таким образом, содержание новой программы ориентировано на то, чтобы сформировать ключевую профессиональную компетенцию бизнес-аналитика, состоящую в способности обеспечить аналитическое обоснование изменений в компании.
Как поступающему определиться с выбором программы? Надо прислушаться к себе. Если вам нравится руководить командой проекта, организовывать ее работу, вести людей за собой, если вы способны принимать решения и готовы нести за них ответственность, то из вас может получиться проектный менеджер. Если же вам по душе искать истину в тиши кабинета, анализируя, сопоставляя, споря, соглашаясь с чужим мнением и отстаивая свою правоту, то у вас есть задатки бизнес-аналитика. Определяйтесь!
– Безусловно, в момент запуска новой программы очень важно собрать команду, которая сможет реализовать задуманное. Расскажите, пожалуйста, о ваших партнерах и о преподавательском коллективе – кто будет вести занятия, каким будет состав дисциплин?
– Вынашивая план создания новой программы и обдумывая ее содержание, мы пришли к понимаю того, что нам нужен партнер из числа других кафедр или Институтов МИЭТ, которого увлекла бы такая идея. К счастью, такой партнер довольно быстро нашелся в лице кафедры Высшей математики-1 (ВМ-1). Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность ее заведующему Александру Александровичу Прокофьеву, который с самого начала позитивно отнесся к этой идее и активнейшим образом включился в воплощение ее в жизнь. Поэтому презентуемая образовательная программа – это результат альянса кафедр естественнонаучной и общественной областей знания.
Кроме кафедр МиУП и ВМ-1 в реализации программы любезно согласились участвовать наши традиционные партнеры – кафедра ЭМФ (дисциплины «Управленческая экономика» и «Инвестиционный анализ») и Институты СПИНТех (дисциплина «Системы управления базами данных»), ЛПО (дисциплина «Иностранный язык для профессиональной коммуникации») и ВП СГН (дисциплины «Корпоративная культура», «Методология научного познания» и «Правовое регулирование инновационной деятельности»).
– Какие у новой программы особенности, конкурентные преимущества, отличающие ее от аналогичных программ других вузов?
– Во-первых, в обеспечение формирования профессиональных компетенций бизнес-аналитика программа предусматривает расширенную математическую подготовку. В каждом из трех семестров аудиторных занятий кафедрой ВМ-1 будет реализовываться одна из дисциплин прикладной математики – «Методы математического моделирования в экономике», «Финансовая математика» и «Теория игр в подготовке управленческих решений».
Во-вторых, мы договорились о сотрудничестве с индустриальным партнером, который поможет нам с помощью математического обеспечения собственного производства реализовать дисциплину «Технический анализ фондового рынка». Наши студенты смогут либо в реальных условиях, либо с использованием симуляторов принять участие в биржевых торговых операциях, научиться в условиях ограниченного времени анализировать биржевую информацию и принимать управленческие решения о купле/продаже биржевых активов. В процессе подготовки образовательной программы мы знакомились с аналогичными программами других вузов и, прежде всего, ведущих университетов страны. Ничего подобного найти не удалось. Вместе с тем специалист, обладающий навыками проведения биржевых операций, может быть интересен работодателю, например, при решении вопроса привлечения ликвидности с фондового рынка, что повышает ценность выпускников нашей программы на рынке труда.
– Предусмотрены ли бюджетные места на программу «Бизнес-аналитика» в этом году?
– Вопрос с бюджетными местами на направление «Менеджмент» в нашем университете стоит достаточно остро. Мы со своей стороны делаем все, чтобы эту остроту снять. Так, в 2022 году наша кафедра МиУП успешно прошла профессиональную общественную аккредитацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры, что в соответствии с действующими правилами дает нам основание в последующие годы претендовать на большее количество бюджетных мест. Однако их количество в абсолютных единицах определяется политикой государства в области распределения госзаказа в сфере высшего образования. В 2023 году на образовательную программу «Бизнес-аналитика» выделено пять бюджетных мест. Хотелось бы больше, но для начала хватит, а там посмотрим.
– Смогут ли магистранты программы проходить обучение по программам подготовки офицеров запаса в Военном учебном центре (ВУЦ) при МИЭТ?
– Это важный вопрос с точки зрения востребованности образовательной программы. Для многих ребят при выборе образовательной программы этот фактор играет отнюдь не последнее значение. Вопрос обсуждался с руководством Военного учебного центра МИЭТ. Итог таков – обучение по программе подготовки офицеров запаса может быть организовано в случае, если количество обучающихся по основной образовательной программе составит не менее 10 человек. Ждем результатов набора.
– Как Вы относитесь к тому, что магистранты работают во время обучения? Возможно ли совмещение обучения в магистратуре параллельно с постоянным трудоустройством по специальности?
– Концепция практико-ориентированного образования господствует в нашем университете уже давно. Где, как не во время практики или работы на предприятии, магистрант может приблизить свои знания к реальной жизни? Именно там он апробирует полученные знания, проверяет, насколько они актуальны и применимы в реальном бизнесе. «Учебниковое» образование неполноценно. Поэтому в самом факте совмещения процессов обучения в вузе и работы на предприятии конфликта нет. Но при условии, что оба процесса хорошо спланированы и характер работы соответствует получаемому образованию. От такого симбиоза только польза. Мы со своей стороны делаем все, чтобы гармонизировать процесс обучения и работы студентов:
- расписание аудиторных занятий в рамках магистерских программ составлено так, чтобы ребята могли днем работать, а во второй половине дня, начиная с 16 часов, приходили учиться;
- для трудоустроенных магистрантов место их работы закрепляется как место практики;
- ребятам, которые не трудоустроены, кафедра предлагает места практики, где они могут начать свою будущую карьеру;
- темы исследований магистрантов во время практики и их будущих диссертаций выбираются в интересах индустриальных партнеров-работодателей и согласуются с ними.
Трехсторонний союз между вузом, студентом и работодателем, основанный на взаимном интересе, – это фундамент, на котором множится интеллектуальный капитал страны.
Узнать подробнее об этой программе смогут все участники Дня открытых дверей магистратуры и аспирантуры, который состоится 25 марта. Именно там представители кафедры ответят на все вопросы. Зарегистрироваться и посмотреть программу мероприятия можно здесь.