Библиотека
Правила пользования библиотекой
1. Общие положения
1.1. Правила пользования библиотекой МИЭТа разработаны в соответствии с Положением о библиотеке высшего учебного заведения и на основании Примерных правил пользования библиотекой, рекомендованных Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, а так же в соответствии с Уставом вуза.
1.2. Библиотека, являясь структурным подразделением вуза, обеспечивает учебный процесс и научно-исследовательскую работу университета информационными ресурсами.
1.3. Правила пользования библиотекой МИЭТа регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей, права и обязанности библиотеки и читателя.
2. Читатели, их права, обязанности и ответственность
2.1. Студенты, учащиеся, аспиранты, профессорско-преподавательский состав, научные работники, сотрудники МИЭТа и обособленных подразделений вуза имеют право бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотекой:
-
получать полную информацию о составе фондов библиотеки через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;
-
получать из фонда библиотеки во временное пользование в читальных залах и на абонементах любые издания и неопубликованные документы, и их копии;
-
получать консультационную помощь в поиске и выборе произведений печати и других документов;
-
продлевать срок пользования литературой в установленном порядке.
2.2. Читатели обязаны:
-
бережно относиться к книгам и другим документам, полученным из фондов библиотеки;
-
возвращать книги и другие документы в установленные сроки;
-
не выносить из помещения библиотеки книги и другие документы, если они не записаны в читательском формуляре или в других учетных документах;
-
не делать в книгах и других документах пометки и подчеркивания;
-
не вырывать и не загибать страницы;
-
не нарушать расстановки литературы в фондах открытого доступа;
-
не извлекать карточки из каталогов и картотек.
2.3. При получении книг и других произведений печати читатели должны тщательно просмотреть их и в случае обнаружения дефектов сообщить библиотекарю, в противном случае ответственность за порчу документа несет читатель, пользовавшийся изданием последним.
2.4. Читатели не имеют права получать литературу по студенческому билету, принадлежащему другому лицу. В случае нарушения этого правила, читатели лишаются пользования библиотекой до окончания обучения в вузе.
2.5. В начале каждого учебного года читатели обязаны перерегистрировать свой читательский формуляр с предъявлением всех числящихся за ними книг. Читатели-студенты должны сдавать все библиотечные книги в конце учебного года (до 1 июля). Читатели, не прошедшие перерегистрацию и не сдавшие книги в конце учебного года, библиотекой не обслуживаются до ликвидации задолженности.
2.6. При выбытии из вуза читатели обязаны вернуть в библиотеку числящиеся за ними книги.
2.7. Читатели, ответственные за утрату или неумышленную порчу документа, обязаны заменить его таким же изданием или изданием, признанным библиотекой равноценным, при невозможности замены - возместить реальную рыночную стоимость издания или десятикратную стоимость издания после переоценки фонда. В отдельных случаях издание может быть заменено ксерокопией.
По всем вопросам, связанным с заменой утраченной литературы, следует обращаться в отделы обслуживания.
2.8. В библиотеке не разрешается:
-
входить в верхней одежде;
-
употреблять еду и напитки;
-
играть в азартные игры и использовать ПК для просмотра развлекательных программ;
-
громко разговаривать;
-
портить столы и стулья;
-
пользоваться мобильным телефоном.
3. Права и обязанности библиотеки
3.1. Библиотека в своей деятельности обеспечивает реализацию вышеперечисленных прав читателей.
3.2. Библиотека обслуживает читателей в соответствии с Положением о библиотеке высшего учебного заведения и Правилами пользования библиотекой МИЭТа.
3.3. Библиотека обязана:
-
информировать читателей о всех видах предоставляемых библиотекой услуг;
-
обеспечить читателям возможность пользоваться всеми фондами библиотеки;
-
популяризировать свои фонды и предоставляемые услуги;
-
совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей, внедряя компьютеризацию и передовую технологию;
-
обеспечивать высокую культуру обслуживания;
-
оказывать читателям помощь в выборе необходимых документов;
-
проводить устные консультации, предоставляя в пользование каталоги и картотеки, информационные издания, организуя книжные выставки, библиографические обзоры, дни информации, дни кафедр и другие мероприятия;
-
осуществлять постоянный контроль за возвратом выданных документов;
-
создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы читателей;
-
отчитываться в своей деятельности перед читателями, в соответствии с Уставом вуза и установленными правилами.
4. Порядок записи читателей в библиотеку
4.1. Запись читателя в библиотеку ведется на абонементах:
-
студентов - при предъявлении студенческого билета;
-
всех других категорий читателей – при предъявлении служебного удостоверения (постоянный пропуск).
4.2. Читатель заполняет читательский формуляр, который является документом, удостоверяющим юридические отношения между читателем и библиотекой, знакомится с правилами пользования библиотекой и подтверждает обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре.
4.3. Читательский формуляр действителен в течение всего периода обучения или работы с ежегодной перерегистрацией в начале каждого учебного года.
4.4. Учебники для студентов выдаются на семестр. При несоблюдении сроков пользования литературой, читатель считается должником.
5. Порядок пользования читальным залом
5.1. При заказе литературы в читальном зале читатели заполняют читательское требование. Образец его заполнения находится на кафедре выдачи и возле каталогов.
5.2. При получении заказанного документа читатель предъявляет студенческий билет, заполняет контрольный листок и расписывается в книжном формуляре. Книжный формуляр и читательское требование являются документами, удостоверяющими дату и факт выдачи читателю и приема библиотекарем документов.
5.3. Число книг и других документов, выдаваемых в читальных залах, не ограничивается. При наличии единовременного повышенного спроса на определенные издания, число выдаваемых изданий может быть ограничено по решению администрации библиотеки.
5.4. Энциклопедии, справочные и периодические издания выдаются только для работы в читальном зале. Выдача неопубликованных материалов (диссертации, отчеты о НИР и т.д.) осуществляется в установленном в вузе порядке.
5.5. Вся литература выдается в читальном зале на текущий день.
6. Порядок пользования абонементами библиотеки
6.1. Для заказа и получения изданий на абонементах читатели заполняют читательское требование, предъявляют студенческий билет или служебное удостоверение и расписываются на книжном формуляре и контрольном листке возврата. Книжный формуляр является документом, удостоверяющим дату и факт выдачи читателю документов.
6.2. Срок пользования документами для различных категорий читателей определяется дифференцированно:
-
научная литература выдается сроком на 30 дней для профессорско-преподавательского состава и аспирантов в количестве 5 экз., для студентов – в количестве 3 экз.;
-
учебная литература выдается на семестр в количестве, определенном в соответствии с учебными планами и образовательными программами;
-
художественная литература выдается в количестве 2 экз. сроком на 30 дней.
6.3. Не подлежит выдаче на дом последний и единственный экземпляр издания, хранящегося в фонде библиотеки.
6.4. Читатели могут в установленном библиотекой порядке продлить срок пользования литературой, если на нее нет спроса со стороны других читателей.