Сергей Дубков: перспективный директор перспективного Института
В новом учебном году руководящий состав Института ПМТ обновился: Сергей Гаврилов, занимавший ранее должность директора подразделения, был назначен на пост и.о. ректора, и новым руководителем ПМТ стал Сергей Дубков. Почему МИЭТ победил в его личном рейтинге, как проходили его студенческие годы и какие традиции Института сплачивают коллектив – читайте в нашем ИНтервью!
– Вы окончили факультет ЭТМО в 2010 году (факультет электронных технологий, материалов и оборудования был сначала переформатирован в факультет интеллектуальных технических систем (ИТС), а затем ряд его кафедр вошёл в состав Института ПМТ– Прим. ред.). Почему вы выбрали для поступления МИЭТ?
– Мой путь в МИЭТе начался в 2006 году. Тогда я подал документы в МИСИС, МЭИ, МАИ и МИЭТ. Мой выбор был обусловлен наличием программ по электронике, материалам и программированию. В то время реклама вузов не была так развита, поэтому я полагался на рекомендации знакомых, которые учились в этих университетах. Мой хороший знакомый, который был на год старше меня и лучше разбирался в физике, не поступил в МИЭТ. Когда я поделился с ним своими планами, он сказал, что поступить сюда очень сложно и я не справлюсь. Это тоже сыграло свою роль: появился дух соревнования, мне захотелось доказать себе и ему, что я смогу. Я приезжал поступать и писать экзамены в разные университеты, но «вау-эффект» у меня был только в МИЭТе, когда мы вошли в первый корпус и увидели наш барельеф. Помню, как меня поразила архитектура и убранство вуза.
Наше общежитие, кстати, оказалось значительно лучше, чем в других вузах. Наконец, Зеленоград с его развитой инфраструктурой, парками и спокойной атмосферой стал решающим фактором — здесь было тише и приятнее, чем в Москве. Посетив все четыре университета, я остановился на МИЭТе. Поступали мы, кстати, вместе с одним из будущих основателей компании «3D Пикассо» Максимом Анисимовым, с которым мы общаемся до сих пор. Нас тогда чуть не выгнали с экзамена: мы с ним разболтались и начали громко смеяться, и нас рассадили. Он думал, что сейчас мы оба вылетим. Изначально он вообще хотел поступать в РЭУ им. Плеханова, но потом мы с ним поговорили, и он поехал вместе со мной сюда на экзамены. Так здесь в итоге и остался.
В 2010 году я окончил факультет ЭТМО, практику проходил на кафедре материалов и процессов твердотельной электроники (МПТЭ) под руководством Дмитрия Геннадьевича Громова. Затем, в 2012 году, я получил степень магистра на кафедре интегральной электроники и микросистем (ИЭМС), тогда практику проходил уже на предприятии «Микрон». С 2012 по 2015 год обучался в аспирантуре на кафедре материалов функциональной электроники (МФЭ). Институт ПМТ, кстати, был создан только в 2017 году и объединил кафедры МФЭ, общей и физической химии (ОФХ) и промышленной экологии (ПЭ).
– Чем отличается учеба тогда от учебы сейчас?
– Сейчас у ребят-студентов очень много возможностей для реализации. Например, в годы нашего студенчества не было такого разнообразия поддержки молодых изобретателей и молодых учёных. Появилось множество конкурсов, возможностей для стажировок и прочее. Более того, как я говорил ранее, про вузы, их программы и возможности раньше не рассказывали так много, как сейчас: не было ни такой активной рекламы, ни масштабных образовательных выставок, ни статей в популярных СМИ о разработках вузовских коллективов. Сейчас же эта информация звучит отовсюду, даже в РИА Новости постоянно пишут про миэтовские разработки и лаборатории. В плане учебного процесса, сейчас он проходит в более интерактивном формате. Раньше преподавателей, которые готовили презентации, были единицы. Теперь же на парах проводятся разные интерактивы, квизы, деловые игры – это не исключает классический подход к лекциям и семинарам, но дополняет его с учетом сегодняшних студентов. Также стоит отметить, что обновляется приборная база университета, которая используется в учебном процессе: закупается современное оборудование, появляются новые лаборатории, как учебные, так и научно-исследовательские; создаются молодежные лаборатории. Строятся новые лабораторные практикумы, направленные на изучение сразу циклов работы, как у нас, например: от изучения материала до его применения в каком-либо устройстве. Ребята делают солнечные элементы, фотонные сенсоры и прочее. Активно ведется работа в рамках проекта «Передовые инженерные школы» и программы поддержки «Приоритет 2030». Ребятам есть где проявить себя. Для молодежи сейчас проводится больше мероприятий, доступны различные меры поддержки. У нас в 2010-х годах были только стипендия Президента, «УМНИК», которую было, на мой взгляд, тяжелее получить – был всего один конкурс в год, и победителей выбирали меньше. А сейчас есть всевозможные виды стипендий от министерств и разных фондов. Есть поддержка РНФ для молодежных коллективов. Линейка конкурсов «УМНИК» стала шире. Появились студия технологического предпринимательства и стартап-студия. Все это значительно расширяет студенческие возможности.
– Расскажите о своем студенчестве, что запомнилось больше всего?
– В первую очередь, это поездки, в которые я отправлялся от университета. Одной из первых стала поездка на международную конференцию в Португалию, в Алгарве, когда я учился на четвертом курсе бакалавриата. Это было яркое впечатление: первая самостоятельная зарубежная поездка, общение с иностранцами (португальцами, итальянцами и другими). Поездка длилась около недели. Самый запоминающийся случай произошел, когда я вызывал такси: я думал, что название остановки указано на табличке, и, позвонив оператору, просто сказал, куда мне нужно. В ответ я услышал вопрос о том, на какой остановке я нахожусь. Я около пяти минут объяснял оператору, где я нахожусь, называя слова с таблички, пока не выяснилось, что «ponto de ônibus» – это просто «автобусная остановка», а не ее название. Ещё одна памятная поездка была на международный химический турнир. Это было в 2011 году, когда я учился на первом курсе магистратуры. Я был капитаном сборной МИЭТа, в команду вошли тогда еще будущие кандидаты наук: Егор Лебедев, Илья Гаврилин, Виталий Евдокимов. Алексей Дронов, кстати, был куратором нашей команды. Мы поехали в Санкт-Петербург, по-моему, дня на четыре. В турнире принимало участие порядка 20 команд. Был такой интенсив, мы погрузились в химию с головой. Это была интересная поездка, принёсшая много новых знакомств.
Также запомнилась поездка на всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер». Тоже увлекательный опыт. Я презентовал там нашу с Андреем Савицким стартап-идею портативного солнечного коллектора. Проще говоря, это устройство для нагрева воды в полевых условиях. Мы жили в палатках, участвовали во всяких активностях. На мероприятие приехало много приглашенных гостей, в том числе известные телеведущие, руководители крупных компаний – представители Лукойла, например. Среди участников был иностранец, у которого был один из первых бионических протезов руки. Было любопытно со всеми пообщаться. С некоторыми ребятами из этой поездки мы до сих пор поддерживаем связь.
– А как вообще начался ваш карьерный путь в МИЭТе?
– Моей первой работой как раз стала моя кафедра. Сейчас создаются молодежные лаборатории, существует множество мер поддержки молодых руководителей, возможностей для молодых ученых. Студенты могут с первых курсов определиться, куда дальше хотят пойти. Когда в студенчестве у нас появилось это желание, такого подхода не было, мы сами ходили по кафедрам, и нас взял под свое крыло Дмитрий Геннадьевич Громов, по рекомендации Азата Умяровича Фаттахдинова, преподавателя с общей физики. Это было на третьем курсе, в 2008 году, и мы начали знакомиться с наукой. Работа на кафедре в научном коллективе очень развивает. Все, о чем я рассказывал до этого, тот же научный туризм – конечно, подкупает, ведь ты можешь ездить в новые места, появляется много знакомств в этих поездках.
– Знаю, что в Институте ПМТ очень сплоченный коллектив. Возможно, у вас есть какие-то традиции, которые этому способствуют?
– Да, в нашем Институте есть свои традиции, которые помогают коллективу быть дружным. Сейчас, перед Новым годом, у нас традиционно проходит «Тайный Санта». Иногда мы собираемся в отдельной аудитории, иногда устраиваем выездные мероприятия. Конечно, это больше молодежная история, но большим коллективом с нашими профессорами и доцентами мы тоже обязательно собираемся в преддверии праздников. Еще одна значимая традиция – каждое лето мы стараемся выбираться в походы с молодыми кандидатами наук, в эту команду обычно входят Петр Лазаренко, Егор Лебедев, Илья Гаврилин, Алексей Якубов, Дмитрий Терехов, а также наши аспиранты. В походы последний раз мы ездили на Архыз, ходили там по горам. Таким же составом примерно мы в Карелии сплавлялись на байдарках. Были еще планы поплавать на каяках по Черному морю, но пока что не срослось. В будущем году летом планируем небольшой велопоход. В любые поездки на конференции мы стараемся собираться как можно большей компанией от Института. Ближайшая поездка, которую мы запланировали, будет во Владивосток к нашим хорошим знакомым из Дальневосточного отделения РАН.
– Какие цели и задачи вы ставите перед собой в качестве директора Института на ближайший год? Какие нововведения вы планируете?
– Прежде всего, одна из ключевых задач заключается в сохранении курса развития Института, заданного Сергеем Александровичем Гавриловым. Важно также удержать наш научно-педагогический состав, благодаря которому на ПМТ царит теплая, семейная атмосфера, которая мне очень дорога. Здесь я хочу искренне поблагодарить весь коллектив ПМТ за поддержку и доверие, оказанные мне в ходе выборов на должность директора. Среди значительных изменений стоит отметить, что в образовательный процесс планируется ввести три новые магистерские программы по фотонике и использованию особо чистых материалов в технологиях микро- и наноэлектроники. Уже в следующем учебном году начнется набор на новую магистерскую программу «Материалы и технологии микро- и наноэлектроники». Рекомендую студентам бакалавриата обратить на нее особое внимание, поскольку она включает не только новые дисциплины, например, моделирование структуры и свойств наноматериалов, но и дает будущим магистрам полное представление обо всех этапах современного производственного процесса — от создания материалов до разработки конечных устройств. Завершение этой программы открывает выпускникам путь к карьере в ведущих высокотехнологичных российских и международных компаниях.
Что касается научной деятельности Института, то в ближайшие годы мы планируем завершить модернизацию и обновление наших учебных и научных лабораторий, включая молодежные лаборатории. В следующем году ожидается реализация ряда совместных научных проектов с исследовательскими центрами и предприятиями электронной промышленности. Я убежден, что эти исследования приведут к достижению передовых научно-технических результатов мирового уровня. Именно благодаря такому сотрудничеству Институт может не только обновлять оборудование своих лабораторий, но и совершенствовать учебный процесс, следуя последним научным трендам.
– Успеваете ли вы совмещать интенсивную работу в университете и свои увлечения? Расскажите о своих хобби.
– Я стараюсь находить возможность 2-3 раза в неделю играть в футбол. Этим спортом я увлекаюсь ещё с детского сада. В студенчестве у нас была крепкая команда «Студгородок», в общежитии даже висит наш постер. В данный момент мы играем в зеленоградской футбольной лиге. Хотел бы добавить, что футбол очень многое дал в плане социальных связей: с теми, с кем мы играли в студенчестве, до сих пор поддерживаем связь как на на футболе, так и в профессиональной деятельности. Ещё одно увлечение – это игра в театральной студии «ДЮТЦ Ведогонь» под руководством Антона Борисовича Васильева. До 2020 года мы активно занимались, но после пандемии и в связи с некоторыми административными вопросами театральная студия перестала существовать.
Да и у ребят уже немного другие заботы, например, почти всё свободное время ты проводишь с детьми. Приходится оставлять в качестве хобби что-то одно, в моем случае это футбол. Отмечу, что некоторые из нашей труппы продолжают играть: так, трое моих друзей сейчас занимаются в театре «БАВ» под руководством Александра Васильевича Бавтрикова, недавно у них был спектакль в ДК МИЭТ.
– Что бы вы хотели пожелать вашим коллегам и студентам в наступающем новом году?
– Уважаемые коллеги и студенты! В новом году хочу выразить искренние пожелания здоровья, счастья и успехов! Пусть грядущий год принесёт нам новые возможности для профессионального роста, научные открытия и достижения. Желаю всем уверенности в своих силах, вдохновения для новых начинаний и стойкости духа перед любыми вызовами.
Источник: журнал ИНверсия (213)
Автор: София Казакова