Генрих Девяткин рассказал о наиболее эффективном способе противодействия телефонным мошенникам

Генрих Девяткин рассказал о наиболее эффективном способе противодействия телефонным мошенникам

Генрих Девяткин, заместитель директора Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук (ВП СГН), рассказал о непростой ситуации в сегменте преступлений, совершаемых по телефону, и поделился рекомендациями по противодействию мошенникам.

— Насколько остро стоит вопрос с телефонными мошенничествами и можно ли выделить какие-то конкретные группы людей, которые чаще всего попадаются на уловки преступников?

— Ситуация, я бы сказал, критическая, на телефонных мошенничествах построен целый бизнес. В странах СНГ есть более 1 500 колл-центров, в каждом из которых работают сотни специально обученных людей. Они обладают знаниями в области психологии и умеют вести диалог таким образом, чтобы жертва им поверила. Ежедневно более 120 человек в России попадаются на уловки телефонных мошенников, и за один такой звонок злоумышленники могут украсть несколько миллионов рублей, а нередко и десятки миллионов. Эти 120 потерпевших — только те, кто обратился в полицию, а по факту пострадавших в несколько десятков раз больше. Таких преступников тяжело отследить и поймать, что позволяет им чувствовать себя безнаказанными.

Даже если смотреть по МИЭТу: в нашу юридическую клинику ежемесячно обращаются минимум два-три человека, сообщая, что они пострадали от телефонного мошенничества. В основном это студенты, обучающиеся на первом или втором курсе и, к сожалению, часто они приходят поздно, когда с момента хищения средств проходит больше месяца. А ведь действовать в такой ситуации нужно максимально оперативно. Важно также понимать, что не все пострадавшие сообщают о происшествии, многие просто принимают сам факт случившегося. Причем мы не можем выделить конкретную категорию граждан, которая наиболее подвержена манипуляциям злоумышленников. На их уловки попадаются люди всех возрастов, а не только, как принято считать, пенсионеры.

— Какие сценарии чаще всего используют телефонные мошенники, чтобы присвоить чужие деньги?

— В последние месяцы набирают популярность два сценария.

Первый — когда злоумышленник по телефону просит установить приложение, якобы обеспечивающее безопасность. На деле же, зачастую, жертвы мошенников соглашаются установить программное обеспечение для удаленного доступа к устройству. После установки злоумышленник просит человека сообщить уникальные логин и код, которые требуются для подключения, и, в случае успеха, мошенник получает доступ к приложениям банков, которые есть на телефоне пострадавшего.

Второй популярный сценарий — мошенник авторизовывается на своем устройстве в приложении банка, который есть у жертвы. Звонит, представляется сотрудником банка, рассказывает какую-то легенду про проверку безопасности и просит сообщить ему код подтверждения из смс. Заходит в само приложение и переводит на другие счета имеющуюся у пострадавшего сумму или оформляет в самом приложении предодобренный банком кредит. Во втором случае мошенник еще несколько раз запрашивает у жертвы код из смс, чтобы получить кредит, и присваивает всю полученную сумму.

К счастью, многие крупные банки активно развивают антифрод-системы, и могут временно заблокировать доступ в приложение, если заметят подозрительную активность. Авторизация с нового устройства как раз может быть расценена таким образом.

— Есть ли у пострадавших шанс вернуть свои средства?

— В судебной практике есть прецеденты, когда Верховный суд вставал на сторону потерпевшего, на чье имя злоумышленники оформляли кредит путем получения смс сообщений с одноразовыми кодами от жертвы. Но пока это единичные случаи. С одной стороны, прямая обязанность банка — обеспечить безопасность собственного приложения. С другой — одноразовый код из смс приравнивается к простой электронной подписи и вы, сообщая его мошеннику, собственноручно отдаете ему в руки свои деньги. Побороться можно, но важно действовать быстро: позвонить в банк и потребовать заблокировать перевод, а также связаться с сотрудниками полиции и сообщить о случившемся.

— Можно ли дать универсальные рекомендации, которые гарантированно уберегут человека от действий мошенников?

— Ключевая проблема состоит в том, что злоумышленники часто манипулируют эмоциями потенциальных жертв, рассказывая о срочной необходимости конкретных действий, о том, как сильно они рискуют или что их близкие попали в беду. Если мошенник дозвонился до вас — у него есть шанс дезориентировать вас и воспользоваться моментом, когда ваше критическое мышление дало сбой. Поэтому пока что самая главная рекомендация и эффективная мера по противодействию телефонным мошенникам — установить на свой телефон хорошее анти-спам приложение от ведущих IT-компаний и, в дополнение к этому, подключить аналогичную услугу от вашего мобильного оператора. И, конечно же, важно всегда помнить одно из главных правил цифровой безопасности — не сообщайте никакие коды из смс посторонним людям.

Подробнее о том, как в какой ситуации действовать, вы можете узнать в презентации.

Также вам может быть интересно Состоялось публичное итоговое мероприятие Центра НТИ «Сенсорика»
Приемная комиссия 8 800 600-56-89 abit@miee.ru
Контакты для прессы +7 499 720-87-27 mc@miee.ru