Космическое приборостроение в МИЭТе будут развивать системно
Студенческие, исследовательские и образовательные проекты, которые реализуются в университете в области космического приборостроения, систематизируют и объединят в единую программу. Концепцию ее обсудили на заседании ректората МИЭТ, интерес к участию в программе уже проявили индустриальные партнеры и команды энтузиастов, в том числе выпускников-миэтовцев.
В августе этого года на орбиту Земли был запущен миэтовский спутник MIET-AIS, и сегодня в университете продолжаются работы по использованию функций полезной нагрузки спутника, созданию станции приема сигналов и управления спутником, а также работы по организации запуска второго спутника, который намечен на конец 2023 – начало 2024 года.
Недавно инициативная группа, которая занимается спутникостроением в МИЭТе, провела ревизию проектов в этой области и выяснила – в университете накоплено большое количество заделов и наработок, выполненных различными сотрудниками и подразделениями. Это, к примеру, проекты Института МПСУ по созданию пеленгатора, спутниковой системы широкополосного доступа в интернет на базе цифровых антенных решеток (ЦАР), роя малых космических аппаратов (МКА) – в их выполнении было задействовано от десятков до сотен сотрудников.
Есть различные инициативы как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. В Детском Технопарке «СМАРТ-ПАРК» проходят занятия по спутникостроению для школьников, формируются кейсовые задания для олимпиад по тематике космического приборостроения – например, для Московской предпрофильной олимпиады.
«Мы предложили систематизировать всю эту деятельность и разработали концепцию единой программы развития студенческих проектов в области космического приборостроения, – рассказывает доцент кафедры телекоммуникационных систем МИЭТ Александр Тимошенко. – Миссия программы – создание условий для выполнения в МИЭТе космических проектов. Программа должна объединить все проекты под крышей междисциплинарной лаборатории космических исследований, обеспечив таким образом взаимодействие между преподавателями, исследователями, практикантами, студентами и школьниками. То есть, создать единый «плавильный котел», который будет формировать кадры в этой сфере».
Подготовка кадров – одна из целей реализации программы. Роскосмос анонсировал планы по увеличению объемов производства отечественных спутников к 2026 году до одного спутника в день. А значит, уже сегодня необходимо начинать готовить кадры, которые обеспечат реализацию этих планов. В том числе, для частных космических компаний, которых становится всё больше – Бюро 1440, Спутникс, Геоскан, Success Rockets, SR Space, Лептон, Сканэкс, САИТ и других.
Стратегические задачи программы – профориентация студентов и школьников, повышение имиджа университета, увеличения вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность.
«В первую очередь, мы хотим решать образовательные задачи на базе университета, которые потянут за собой и научные исследования, – поясняет Александр Тимошенко. – Будущие кадры космического приборостроения – это все, кто пройдет через запуски спутников от начала до конца. Например, сейчас в детском технопарке «СМАРТ-ПАРК» МИЭТ школьники под руководством преподавателя конструируют станцию приема сигналов с миэтовского спутника. Мы учим ребят основам приборостроения: как программировать устройства, управлять маховиком для задания спутнику определенного вращения, как обращаться к камере на борту спутника, как передавать, принимать и обрабатывать сигналы. Школьники с головой погружаются в эту работу, но даже если кто-то из них потом поступит в другой вуз – он сможет сказать: «А меня этому в МИЭТе научили». И это тоже пойдет на пользу бренду и узнаваемости нашего университета».
Программа развития студенческих проектов в области космического приборостроения будет представлена в январе 2023 года. Одновременно продумываются пути и возможности получения софинансирования программы, в частности, от Фонда содействия инновациям, через конкурсные программы «УМНИК» или «СТАРТ». «Полезную нагрузку для спутников, которая будет разрабатываться в рамках студенческих проектов, вполне можно впоследствии вывести на рынок и продавать – коммерциализировать результаты студенческих проектов, – добавляет Александр Тимошенко. – Об этом мы тоже думаем».
Заинтересованность в сотрудничестве в рамках программы уже высказали некоторые из индустриальных партнеров университета. Среди них – АО «Завод ПРОТОН» МИЭТ, там готовы предложить различные варианты полезной нагрузки для спутников разного назначения: спутников дистанционного зондирования Земли, спутников-лабораторий, которые исследуют в космосе различные материалы, спутников связи, навигационных спутников, межпланетных и лунных спутников. Идеологом разработки спутниковых лабораторий является старший преподаватель кафедры квантовой физики и наноэлектроники МИЭТ Борис Логинов – под его руководством школьники в образовательном центре «Сириус» собрали прототип первого в мире сканирующего зондового микроскопа в виде спутника на основе серийного микроскопа СММ-2000 при поддержке «Завода ПРОТОН».
На предложение поучаствовать в программе откликнулась кафедра инженерной графики и дизайна МИЭТ. В открывшемся недавно Центре виртуального прототипирования (ЦВП) занимаются созданием виртуальных высокотехнологичных VR-лабораторий, и специалисты кафедры готовы сделать виртуальный конструктор, на котором школьники будут отработать операции по сборке небольших спутников – реальные конструкторы остаются достаточно дорогостоящими.
Обрадовались перспективам сотрудничества и выпускники-миэтовцы, которые в инициативном порядке делают небольшие спутники и запускают их в стратосферу. «Многие выпускники МИЭТа так или иначе причастны к космическому приборостроению, выполняют какие-то задачи, связанные со спутниками, системами связи – они тоже готовы участвовать. И мы открыты к такому участию», – комментирует Александр Тимошенко.
Кроме школьников Детского Технопарка «СМАРТ-ПАРК» МИЭТ к программе в следующем году планирует подключиться Центр научного творчества «Поиск» школы №29 подмосковного Подольска. Там готовятся к запуску собственного спутника с оптическим телескопом на борту для съемки астрономических объектов ближнего и дальнего космоса.
«Мы наблюдаем за ребятами и болеем за них, чтобы у них всё получилось, – поделился Александр Тимошенко. – Сегодня к таким запускам активно подключаются всё новые желающие, и университеты, и школы. Я сам рассказывал в нескольких школах о том, как можно запустить спутник – это действительно могут сделать даже школьники, и ребятам это явно нравилось. Конечно, в каждом случае нужен еще инициатор и организатор такой работы, который помимо работы со школьниками будет собирать всю необходимую документацию, и если такие энтузиасты найдутся – хорошо, а если нет – у школьников всё может закончиться на изготовлении макета спутника».
В будущем лаборатория спутникостроения МИЭТ может включиться в открытые международные проекты по обмену данными со спутниками. Планируется также наладить обмен данными с другими участниками запусков отечественных спутников.