Главные по программистам: где и как учат программированию и другим ИТ-специальностям в МИЭТе
Специалистов по информатике и программистов в МИЭТе выпускают уже сорок лет — с тех пор, как в 1982 году в вузе появилась памятная многим зеленоградцам кафедра информатики и программного обеспечения вычислительных систем (ИПОВС) факультета МПиТК. В 2019 году эта кафедра и две кафедры факультета ПрИТ были преобразованы в Институт системной и программной инженерии и информационных технологий (СПИНТех). Направления обучения, которые предлагает СПИНТех абитуриентам – «Программная инженерия», «Прикладная информатика» и «Управление качеством» — неизменно пользуются большой популярностью. Не менее востребовано направление «Прикладная математика» кафедры высшей математики №1 (ВМ-1) - там сегодня готовят и программистов, и специалистов по дата-аналитике или математическому моделированию.
Студенты Института СПИНТех
- «Программная инженерия» (09.03.04) – СПИНТех, 105 бюджетных мест (и 67 мест в магистратуру — 09.04.04), есть платное обучение — очное и заочное. Экзамены — математика, физика или информатика, русский язык. Проходные баллы за последние годы — от 238 до 252
- «Прикладная информатика» (09.03.03) – СПИНТех, 50 бюджетных мест (и 25 мест в магистратуру — 09.04.03), есть платное обучение — очное и заочное. Экзамены — математика, информатика, русский язык. Проходные баллы за последние годы — от 232 до 252
- «Прикладная математика» (01.03.04) – кафедра ВМ-1, 50 бюджетных мест (и 20 мест в магистратуру — 01.04.04). Экзамены — математика, физика, русский язык. Проходные баллы за последние годы — от 162 до 252
- «Управление качеством» (27.04.02) – СПИНТех, 27 бюджетных мест (программа магистратуры), есть платное очное обучение.
Прием документов на бюджетную форму уже окончен, а вот подать документы на контракт можно до 13 сентября. Как же сделать выбор между этими направлениями, в чем особенности каждого из них? Комментируют сами студенты и преподаватели.
Студенты Института СПИНТех
Программная инженерия
Это направление — для будущих программистов и ИТ-профессионалов, продвинутых в области Computer Science и Software Engineering, разработки и эксплуатации программных систем. Здесь дают базовые знания по современным языкам программирования, инструментальным средствам и технологиям программирования, методам тестирования, верификациии, рефакторинга и реинжениринга.
«Учебный план составлен так, что можно попробовать самые разные ИТ-технологии и выбрать, чем именно ты хочешь заниматься, — объясняет магистрант СПИНТех Алла Бельгушева. – Можно стать программистом в любой сфере и на любом языке: C, Pyton, Java и т. д. Можно специализироваться на проектировании баз данных или стать архитектором программных систем — мне, например, именно это интересно. А можно стать системным аналитиком. Но обязательно надо самому совершенствоваться в каком-то из направлений, искать дополнительную информацию. Учебный план – просто „скелет“, нужно четко это понимать».
Выпускницы бакалавриата по направлению «Программная инженерия» (Институт СПИНТех), Алла Бельгушева — вторая справа
Среди основных учебных дисциплин — не только программирование (на С#; Python, Java), но и целый ряд других предметов: проектирование человеко-машинного интерфейса, интернет и web-программирование, нейронные сети, алгоритмы и структуры данных, 3D-моделирование, системы управления базами данных, основы теории информации и кодирования, информационная безопасность, параллельное программирование и суперкомпьютерные вычисления, разработка мобильных приложений и компьютерных игр. 65% преподавательского состава — молодые преподаватели в возрасте до 35 лет.
Учеба включает разнообразную проектную деятельность. Есть межсеместровые командные проекты: «Мы с командой, к примеру, сделали движок и на нем написали игру», — рассказывает Алла Бельгушева. В рамках учебного курса «Проектирование человеко-машинного интерфейса» ребята проектируют мобильное приложение и проходят все этапы его разработки от постановки задачи до финальной реализации.
«Программная инженерия» и «Прикладная информатика»
На практику студентов приглашают зеленоградские партнеры СПИНТеха — «НПЦ ЭЛВИС» (обработка изображений для современных систем слежения), НТЦ «ЭЛИНС» (разработка интеллектуальных микроэлектронных систем); Фирма «АНКАД» (разработка криптосредств и средств защиты информации); «Гринсайт» (заказные интернет- и веб-разработки), «КомпНет» (программные средства глобальных сетей). Также практику предлагает Институт программных систем Российской академии наук (ИПС РАН), в котором ведутся исследования в области суперкомпьютерных и параллельных вычислений, нейросетей, аналитики big data. Места для практики и трудоустройства предлагает и сам Институт СПИНТех.
«Многие из ребят находят работу и практику сами: мои сокурсники работают и в Сбере, и в крупных компаниях, — поделилась Алла Бельгушева. — В магистратуре дают много знаний об интеллектуальных системах, методах обучения нейронных сетей — кто-то работает в этом направлении, например, в VisionLabs. У меня еще в бакалавриате был опыт работы разработчиком игр, программистом на языке С#. Сейчас я работаю в ЦНИТ МИЭТ и занимаюсь системой ОРИОКС, которая сопровождает учебный процесс в нашем университете. Пишу магистерскую диссертацию по своим наработкам».
Кстати, программирование и ИТ для спинтеховцев — это не только сфера учебы и работы, но и питательная среда для бизнес-активности и создания стартапов, а также специальный вид спорта — олимпиадное программирование, в котором пробуют себя многие. Студенты СПИНТеха успешно участвуют в Чемпионате мира по программированию и часто появляются в списках победителей разных международных конкурсов, занимают призовые места в конкурсе «Инженеры будущего», а число спинтеховцев-победителей конкурса «УМНИК» самое большое в МИЭТе!
Лекция заведующего кафедрой ВМ-1 А.А. Прокофьева
«Думаю, студенты-спинтеховцы добиваются успеха благодаря кропотливой совместной работе с научным руководителем из числа преподавателей Института, — считает директор СПИНТех, профессор, д.т.н. Лариса Геннадьевна Гагарина. — Мы всегда поощряем индивидуальные занятия с каждым конкурсантом. Студенту надо просто определиться с конкурсом, проявить заинтересованность и быть восприимчивым во время консультаций с руководителем. Остальному мы научим».