Музей истории МИЭТа
Архитектурный комплекс МИЭТ
Предисловие
Московский институт электронной техники находится в уникальном районе Москвы — Зеленограде, и по праву является одним из его символов.
История создания архитектурного комплекса МИЭТ тесно связана с особенностями градостроительства того времени: институт стал живым слепком эпохи — с её особым стилем, свободой эксперимента и витающими в воздухе идеями новой жизни.
Проект Зеленограда впитал в себя самые передовые и смелые идеи «оттепели». Город-сад, город-спутник, наукоград. И одновременно — один из административных районов Москвы, отгороженный от неё лесом, но образующий с ней единую систему.
Наукоград
В конце 1954 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв выступил на кремлёвском совещании с критикой архитектурного стиля сталинского времени, а через год было принято официальное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Во время своего официального визита в Финляндию Хрущёв увидел одно из воплощений идеи города-спутника, применявшейся в те времена и в других европейских странах. Творческое рассмотрение так называемого «западного опыта» вызвало к жизни масштабнейший проект советской архитектуры.
Разрабатывалась идея создания целого десятка городов-спутников, кольцом окружающих Москву и призванных разгрузить её, приняв в себя часть населения и предприятий столицы. 3 марта 1958 года вышло постановление о строительстве первого из спутников — «Города в районе станции Крюково», которому позже было дано имя Зеленоград.
И своё имя он полностью оправдывает. Здесь между городом и природой нет границ, а дикорастущая и посаженная людьми зелень превращена в способ оформить городское пространство. Этой — и многими другими удивительными чертами Зеленоград обязан коллективу московских архитекторов, руководил которым Игорь Александрович Покровский.
Первоначально в Зеленограде предполагалось строительство нескольких предприятий лёгкой промышленности, шарикоподшипникового и часового заводов. Но Александр Иванович Шокин, министр электронной промышленности СССР, в нужный момент сумел продемонстрировать Хрущёву преимущества развития микроэлектроники. Было решено создать в Зеленограде ряд НИИ, цех экспериментального производства, а также — высшее учебное заведение. Эта идея обеспечивала благоприятные условия для успешной интеграции научной, образовательной и производственной деятельности в микроэлектронике, которая стала магистральным направлением развития электронной промышленности СССР.
Ставший в 1964 официально главным архитектором Зеленограда Покровский не только обладал значительным профессиональным опытом, но и придерживался новаторской творческой позиции, в которой так нуждалась эпоха «оттепели».
К моменту вступления в должность он уже завершил несколько проектов, самыми известными из которых были станция метро Краснопресненская (1955) и Дворец пионеров (1962). Ещё во времена работы над ними начал складываться коллектив архитекторов, трудившихся позже и над Зеленоградским проектом.
Строительство
Работа над комплексом МИЭТ началась в 1966 году, главным архитектором был назначен Феликс Новиков, уже спроектировавший для Зеленограда здания Научного центра и жилой дом «Флейта». В сотрудничестве с Григорием Саевичем был создан проект, согласно которому комплекс зданий института состоял из пяти корпусов: все они отличались друг от друга по внешнему виду. Для осуществления авторской задумки — контрастного сочетания красного фасада с белыми элементами — требовался кирпич определённого цвета, который тогда не производился в Москве. Подходящий материал выпускался в Латвии, и только благодаря усилиям высших чиновников, занимавшихся вопросами архитектуры, электроники и железных дорог, удалось доставить его в Зеленоград.
Само здание института, построенное в духе советского модернизма, воплотило в себе идею нового учебного комплекса. Облицованное красным кирпичом, повторяющее очертания микросхемы и практически вписанное в лесопарковую зону, оно выделяется в городском пространстве. Миэтовцы называют его «красными стенами зелёного города».
В начале работы над проектом у творческой бригады было два варианта: в одном из них композиция составлялась из круглых объёмов, расположенных концентрично и связанных между собой кольцевым переходом, а во втором несколько одинаковых корпусов скрывали в себе совершенно разное содержание, никак не выраженное в архитектуре. То, каким мы видим университет сегодня — результат компромисса авторов, которого удалось достичь благодаря предыдущему опыту совместной работы.
Портал
Одним из символов МИЭТ и важным элементом архитектурного комплекса являются «Башенные часы» главного фасада работы художника Сергея Чехова и скульптора Валерия Тюлина. Лаконичный дизайн часов дополнен зодиакальным календарём, а завершает композицию подлинный колокол XVII века. Пронизанное контрастными сочетаниями произведение выглядит целостно и органично. Здесь объединяются красная медь и белый камень, ход времени и небесный свод, современность и старина.
Валерий Тюлин — скульптор. В 1980-м году работал с Григорием Саевичем над зданием театра зверей им. Дурова: в соавторстве с Даниэлем Метлянским создал скульптуры животных для оформления фасада.
Мелодия для музыкального сопровождения была создана композитором Микаэлем Таривердиевым и записана в Останкинской студии. К сожалению, в настоящий момент она считается утраченной.
Сергей Чехов — художник-график, внучатый племянник писателя Антона Чехова. Работал в театральных декорационных мастерских, автор оформления и иллюстраций более 130 литературных изданий, преподавал в МАРХИ. Валерий Тюлин — скульптор. В 1980-м году работал с Григорием Саевичем над зданием театра зверей им. Дурова: в соавторстве с Даниэлем Метлянским создал скульптуры животных для оформления фасада.
Выражение научных идей на языке искусства пронизывает весь архитектурный комплекс МИЭТ, и внутренние дворы института — не исключение. Фонтаны здесь украшены двумя скульптурными композициями: «Излучение» и «Взаимодействие» (сверху), работы тех же авторов. Снова абстракция, снова дух времени, захваченный в остром металле.
Консольные лестницы, расположенные в учебных корпусах, также относятся к особым архитектурным деталям: плиты опираются на стену только с одной стороны, что создаёт эффект «парящих» ступеней. Главный источник света — панорамное окно — позволяет подчеркнуть рельеф всего пролета.
Стена из стеклоблоков — характерный элемент архитектуры советского модернизма. В МИЭТе такие «вставки» появляются в учебных корпусах, где разделяют коридор и боковые лестницы. Снова появляется мотив света, определяющий всю внутреннюю логику комплекса.
Лекционные аудитории
Поточные лекционные аудитории состоят из двух функциональных зон: демонстрационной площадки и аудиторных мест, выстроенных по типу амфитеатра. Примечательно, что держатели для диапроекционной аппаратуры были предусмотрены изначально. Чтобы обеспечить дневной показ фильмов была сконструирована технология зашторивания потолочных зенитных фонарей.
Сергей Чехов и Валерий Тюлин создали для аудиторий центрального корпуса пять металлических скульптур, выражающих абстрактные символы электроники: «Пространство», «Равновесие», «Ядро», «Потенциал», «Движение». Объёмные композиции расположены над меловой доской в каждом из пяти лекционных залов.
Барельеф
Основой художественного оформления первого корпуса МИЭТ является архитектурно-художественная композиция «Становление Человека Разумного», расположенная в главном вестибюле. После продолжительной работы архитекторов над эскизами были утверждены три взаимосвязанные темы рельефа: «Мыслитель», «Космонавт» и «Младенец Электрон».
Эти сюжеты составили вместе монументальное панно площадью около 970 м2. На воплощение масштабного проекта в жизнь у скульптора Эрнста Неизвестного и его помощников ушло около года работы.
Библиотека
Институтская библиотека — уникальное внутреннее пространство. Расположенная в главном корпусе и «скрытая» за стенами барельефа она является композиционным центром вуза. Отсутствие окон в стенах компенсируется зенитными фонарями, которые обеспечивают естественное освещение и формируют особенный облик помещения. В центре кессонированного потолка, над многоуровневым книгохранилищем, расположена перевёрнутая светоотражающая пирамида — акцент, определяющий стиль всего библиотечного зала.
Портреты
Для украшения внутреннего пространства библиотеки Эрнст Неизвестный создал 11 скульптурных портретов деятелей науки, внёсших свой вклад в развитие физики, электроники и космонавтики, а также портрет В. Ленина. В качестве материалов были выбраны дерево и латунь. Примечательно, что скульптор использовал для своей работы доски, служившие ранее основой для крепления чертежей в конструкторских бюро.
Дом культуры
Институтская столовая и дом культуры МИЭТ расположены в корпусе №5, попасть в который можно по подвесному стеклянному переходу или через отдельный вход, расположенный на институтской площади. Примерно половину корпуса занимает концертный зал, рассчитанный на 700 посадочных мест.
Спорткомплекс
Спортивный комплекс соединен с главным корпусом длинным переходом. К нему относятся бассейн на 1000 м3 (6 дорожек по 25 м), два крытых универсальных зала 60х25 м, спортивная площадка и стадион с футбольным полем.