Сергей Гаврилов об итогах 2024 года, планах и студенчестве
Осенний семестр начался с ИНтересных новостей: 17 сентября исполняющим обязанности ректора был назначен Сергей Гаврилов, который ранее занимал пост проректора по научной работе. Мы пообщались с Сергеем Александровичем и узнали, что ждёт университет в 2025 году, какими были студенческие традиции 40 лет назад и многое другое.
– Конец года — время подводить итоги. Расскажите, пожалуйста, какие события стали самыми значимыми для университета в 2024 году?
– В первую очередь, значимые события — это какие-то завершённые дела или победы в крупных конкурсах. В этом году из крупных побед я могу выделить крупный научный проект, связанный с нейроинтерфейсами. На данный момент во всей России существует всего около шести таких проектов, и наш оказался в числе победителей. Это является признанием научных заделов Института БМС. Конечно, в проекте сейчас более широкий круг участников, он стал более глобальным и включил в себя многие технические направления. Мы надеемся, что в дальнейшем эта работа приведёт к созданию нового направления как в промышленности, так и в науке. Недавно все обсуждали совместный проект МГУ и биотех-лаборатории Neiry «Пифия», в рамках которого мозг крысы был подключён к искусственному интеллекту. Но и у нас были и есть интересные проекты: устройства нейростимуляции коры головного мозга, которые помогут людям, потерявшим зрение, вернуть их способность видеть, «искусственное сердце» и «искусственная почка», и многое другое. Наконец, мы дошли и до нервной системы. 11–12 декабря в МИЭТе состоялась международная научно-техническая конференция «Микроэлектронные имплантируемые нейроинтерфейсы 2024». Здесь собрались ведущие специалисты со всей страны.
Второе важное событие — это, конечно, запуск колледжа электроники и информатики. Раньше мы работали с ребятами младше 11 класса только в рамках программ Детского технопарка, курсов, конференций, олимпиад и других мероприятий. Теперь же в МИЭТе появился новый контингент — для нас это новая задача и новые подходы. Мы успели завершить всю подготовку к началу учебного года вовремя, всё лето шли работы. Надеюсь, что в дальнейшем колледж будет расширяться.
В этом году мы осуществили первый набор на программы Передовой инженерной школы МИЭТ. Это важный проект, подтверждающий высокий статус университета как кузницы кадров для отрасли. Благодаря участию в ПИШ открываются новые лаборатории, готовятся новые программы, проводятся важные профильные мероприятия. Что касается внешнего признания, нужно отметить, что в конце прошлого — начале текущего года Татьяна Юрьевна Крупкина, доктор технических наук, профессор Института интегральной электроники им. К. А. Валиева, в составе коллектива награждена премией Правительства Российской Федерации. Конечно, много побед принесли и наши студенты, которые активно участвуют в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Знаю, что вы достойно представляете МИЭТ среди студенческих СМИ. Хочу отметить, что любая победа наших студентов, преподавателей и учёных, пускай даже и небольшая, важна для университета, и я рад, что побед у нас много.
Встреча Сергея Гаврилова со студенческим советом МИЭТа
– Расскажите, пожалуйста, почему университету было важно открыть программы именно среднего профессионального образования (СПО)?
– В Зеленограде сейчас есть наш партнёр, политехнический колледж № 50, однако тех специальностей, которым обучают там, недостаточно для закрытия потребностей предприятий. Отраслевые предприятия постоянно обращаются к нам с запросом не только на инженерные и научные, но также и на так называемые рабочие кадры. Даже обслуживающий персонал, который сейчас требуется для микроэлектронного, радиоэлектронного оборудования, должен обладать очень специфическими глубокими знаниями в этой области. Требования к их подготовке очень серьёзные, и не всегда программы классических колледжей могут обеспечить нужный уровень — они специализируются на других профессиях, не менее важных и сложных, но требующих более механических навыков. Однако для работы на микроэлектронном производстве, работы в чистых помещениях, гермозоне одних только механических навыков недостаточно, важно понимание всех процессов, и с точки зрения самой специфики лучше реализовывать подготовку таких кадров при вузах. Здесь будет совершенно другой уровень подготовки по физике, электротехнике, электронике — этого сейчас требуют сами предприятия, и выпускник обычного колледжа таким требованиям соответствовать просто не сможет. У нас очень высокий уровень по математике, физике, профильным специальностям. Была подготовлена серьёзная инфраструктура для обучения ребят — всем, кто ещё не был в нашем колледже, советую туда заглянуть: там замечательный практикум по физике, даже наши студенты местами позавидовали бы, там есть очень интересные лабораторные работы по цифровой технике — в самом университете таких комплексов нет, но здесь нам помогали работодатели; есть и VR-лаборатория, для которой использовались наработки Института цифрового дизайна. Складывается взаимный интерес университета и предприятий. Колледж для нас — дело новое, но очень важное. Кроме того, мы создаём условия для самореализации: те ребята, которые захотят продолжить образование после окончания СПО, не отрываясь от производства, смогут поступить на очно-заочное обучение в университет с перезачётом некоторых дисциплин. В них мы видим наших будущих «вечерников», а впоследствии и руководителей отраслевых предприятий.
– Какие планы и цели у вас как у ректора на следующий год?
– В первую очередь, наша задача — успешно завершить все начатые дела. В этом и прошлом году стартовало много инициатив, связанных с возросшим интересом к аппаратуре и интегральным схемам отечественного производства. Это разработка оборудования, систем автоматизированного проектирования и другие проекты для отрасли, которые доверили коллективу университета. При этом это не инициатива учёных, а заказ от промышленности — в числе заказчиков, к примеру, Министерство промышленности и торговли. Это разработка оборудования, систем автоматизированного проектирования и другие проекты для отрасли, которые доверили коллективу университета. При этом это не инициатива учёных, а заказ от промышленности — в числе заказчиков, к примеру, Министерство промышленности и торговли.
Что от этого получат студенты? Для тех, кто уже имеет опыт работы в лабораториях и научных коллективах, это возможность участвовать в реальных разработках, начиная со студенческой скамьи, как это всегда и было в истории МИЭТа. Начиная с третьего курса, почти все студенты участвуют в решении производственных задач на практике на предприятиях, в университетских проектах. Конечно, хочется, чтобы как можно больше ребят, выпускающихся из МИЭТа, стали настоящими профессионалами и применяли свои знания в реальных проектах.
Ещё один проект, который хотелось бы завершить в наступающем году, — это новое общежитие. Процесс идёт долго, не обходится без сложностей. Есть много бюрократических проволочек — конечно, если бы строили за частные инвестиции, строительство уже давно было бы завершено. Легко и без запинки пройти путь в рамках таких проектов редко кому удаётся, но есть все предпосылки к тому, чтобы в следующем году сдать объект в эксплуатацию. Там не так много осталось доделать, но нужно до малейшей запятой соблюсти все требования, что понятно: это вопрос безопасности и комфорта студентов. Есть планы и на нововведения в образовательном блоке. Так, в обозримом будущем направление подготовки кафедры информационной безопасности переформатируется из бакалаврской программы в специалитет, есть план увеличить набор на это направление вдвое. Это востребованные специалисты, и пришло время расширяться. Конечно, это повлечёт за собой вопросы, связанные с увеличением нагрузки на аудиторный фонд, лаборатории; не всё возможно сделать за год, но это проблемы, которые мы должны решить за ближайшие два года, пока студенты нового набора не подошли к лабораторному практикуму. Безусловно, продолжается активная работа в рамках программы «Приоритет 2030», проекта «Передовые инженерные школы». Об этих планах лучше поговорить после защиты по проектам.
Множество планов касаются и 60-летия, которое университет отметит в следующем году. Планируется большое количество мероприятий, и праздновать мы будем широко и достойно. Раньше мы праздновали юбилеи каждые пять лет, но пандемия внесла свои коррективы, и 55-летие мы праздновали в онлайн-режиме. Поэтому наступающий праздник будет долгожданным.
– В своих ответах вы делаете особый акцент на научную деятельность университета. А куда обращаться студенту, если у него появилась интересная идея для исследования?
– Лучше ещё и представлять себе сферу деятельности исследовательских центров и предприятий, входящих в ближайший круг вуза. Именно для этого проводятся Школа молодых учёных, проект «Открытые лаборатории» и другие мероприятия, знакомящие студентов с наукой в МИЭТе; у нас есть студенческое научное общество, где уже несколько лет ведётся активная работа. Мы стараемся много рассказывать о науке в университете, чтобы как можно больше людей представляли себе те возможности, которые даёт МИЭТ. Когда у студента есть понимание, какая научная группа занимается схожей тематикой, нужно обращаться уже непосредственно к ним. Просто прийти с «великой идеей» не получится. Если эта идея касается, например, создания какого-то двигателя для полётов на Марс — это не та тематика, которую можно реализовать в МИЭТе здесь и сейчас, мы не «двигателисты». Как бы мы ни хотели помочь в этой ситуации, такой инфраструктуры у нас нет. В первую очередь, студентам нужно ориентироваться на уже существующие лаборатории; большинство из них задействовано в учебном процессе, есть представление, в каких Институтах и кафедрах чем занимаются. Если есть идея и потребность чем-то позаниматься в лаборатории, я не слышал, чтобы кому-то сразу отказывали. Обычно студентов в этой ситуации слышат и помогают встроиться в научные группы.
Сейчас активно работает Дирекция программы развития, проводятся конкурсы, как, к примеру, «Молодой исследователь» — совсем недавно в честном соревновании ребята выигрывали гранты для реализации собственных проектов, были даже гуманитарные исследования. Опять же, все работы проходят через опытное жюри, комиссию, которая оценивает в том числе и реализуемость, и если на базе университета какую-либо задумку не получится осуществить, подсказывает, к какому из партнёров МИЭТа можно обратиться. Первой точкой входа может стать Совет молодых учёных, где есть представители большинства научных групп, а они уже подскажут, к кому обратиться — никто никогда в этом не откажет. И сами преподаватели зачастую направляют студентов и подтягивают их в свои команды.
– До назначения на должность и.о. ректора вы 16 лет занимали пост проректора по научной работе. Какие достижения за эти годы вы могли бы особенно выделить?
– Я считаю, что это крупные проекты, которые коснулись не работы локальной группы, а всего научно-педагогического коллектива. Так, с 2010 года реализовывалась программа Национального исследовательского университета; она в большей степени координировалась научным блоком. Это пришлось на второй год моей работы в качестве проректора, и сразу пришлось возглавить такой серьёзный проект. Были существенно обновлены и оснащены лаборатории. В течение первых пяти лет мы получали бюджетное финансирование по программе НИУ, а затем уже реализовывали заделы, закупив оборудование и обновив учебные классы. До сих пор нас просят подтверждать этот статус.
В 2018 году мы вошли в очень узкий круг победителей отбора Национальной технологической инициативы, и следующие пять лет внедряли свои заделы в области сенсорики, работали с экспериментальными образцами — их получилось аж 26. Там была широкая номенклатура: и медицинская сенсорика, и дистанционное зондирование, и микроэлектромеханические датчики. Были сенсорные системы, предназначенные и для сельского хозяйства. Так мы реализовали те заделы, которые получили ранее, и превратили их уже в опытные образцы, которые прошли все необходимые испытания и в беспилотном транспорте, и в сельскохозяйственных угодьях, и в системах мониторинга окружающей среды. Дальше вопрос в коммерциализации, но здесь уже другие вопросы: есть ли этот рынок, есть ли инвестор, кто готов заниматься серийным производством. У нас, к сожалению, не так много таких агломераций, где прямо из лаборатории можно было бы переводить в стадию серийного производства, хотя наш «Большой МИЭТ», ближайшие компании-партнёры, способствуют тому, чтобы разработки наших учёных переходили в стадию коммерческого продукта. Сейчас эти разработки находятся на разных стадиях применения, но есть и те, которые дошли до потребителя, и мы надеемся, что в дальнейшем они перейдут в масштабное производство.
– Сергей Александрович, студенчество — это самая яркая пора в жизни человека. Что вы можете рассказать о своих студенческих годах?
– Это, конечно, было очень давно, и попали мы не в лучшее время, когда произошёл развал страны, остановилась отрасль — появился лозунг «всё купим», и студенчество прошло под эгидой того, как лучший в 1986 году вуз страны, передовая отрасль — всё это за пару лет стало никому не нужным. Мы видели, как сокращаются рабочие места на предприятиях. Тогда не было впереди какой-то большой перспективы; это сейчас у нас время роста, развития отрасли, есть крупные проекты, а тогда всё было наоборот. Студенческая жизнь всё равно была интересной. Впечатлений было много. В 1987 году нас призвали на срочную службу; 200 человек из МИЭТа взяли академический отпуск на два года в связи с призывом — тогда понятия «отсрочка» не было — и в 1989 году радостно написали заявления в деканатах: «Прошу считать меня вернувшимся из академ. отпуска». А так, из весёлого — мы учились на ФХ-факультете, нас была целая группа «армейцев», как нас называли. Философия у нас была тогда, кажется, на втором или третьем курсе, а сдавали экзамен по дисциплине мы в середине весеннего семестра, и как всегда кто-то учил, кто-то шпаргалки себе написал. Один шутник, наш одногруппник-балагур, тянет билет, садится, чтобы писать ответ, и спрашивает шёпотом у всех: «У кого есть философия Понтия Пилата?». И тут все спохватились, что мы что-то недоучили, шпаргалки недописали, а преподаватель сидел и смеялся, как мы все начали искать, откуда списать.
Был, кажется, уже 1991 год, когда на «Ангстрем» приезжал Гайдар, и он объявил, что отрасль затратная, всё можно купить, зачем производить своё. И в тот же момент МИЭТу не были выделены деньги на оплату коммунальных платежей — финансов на это просто не было. Пришлось тогда по максимуму закрутить отопление, включали приток горячий. И мы, студенты, дежурили по ночам, чтобы не разорвало батареи в лабораториях. Были и такие яркие события. И всё равно было весело — общались с однокурсниками, находили поводы собраться, например, съездить на Арбат 1 апреля, пошуметь с другими студентами.
– А какие были студенческие традиции?
– Даже в самые тяжёлые годы у нас всегда проходили дни факультетов. Все готовили различные стенгазеты, фильмы обязательно, приглашали тогда ещё не очень известные рок-группы — кто только сюда не приезжал! Наш любимый артист — Филипенко, который у нас ежегодно выступал, Лоза приезжал, а после выступления пошёл в общежитие, и там всю ночь ещё пели. Были и соревнования между научными подразделениями — волейбол, баскетбол, но потом всё это со временем стало затихать, ну и военная кафедра после пары сломанных на играх ног запретила своим офицерам участвовать в спортивных мероприятиях. В начале двухтысячных мы устраивали такие соревнования между преподавателями и студентами. И покричать перед сессией мы любили, «Халява, приди!» — это ещё из наших времён. Тогда мы жили по корпусам, любили покричать из окон, кто круче: МП, ФТ или ФХ. Все эти традиции существовали ещё до нас.
Самое интересное было летом перед нашим поступлением, когда студенты устроили несанкционированное шествие — в тот год СССР выиграл у Венгрии 6:0 на чемпионате мира по футболу в Мексике, и студенты высыпали на улицы с флагами, прошлись по улице Юности; милиция, конечно, тогда напряглась, потом со всех брали объяснительные. Мы, когда уже стали студентами и вошли в дружину в общежитии, нашли как-то на дежурстве ящик с этими объяснительными, сидели и читали, как пишет конкретный студент: «Я, обуреваемый гордостью за свою советскую Родину, не мог не выразить свои чувства…». Никого не наказали, но шум тогда устроили знатный.
– Годы, на которые выпало ваше студенчество, были действительно непростыми для отрасли. Почему в девяностые годы вы сделали выбор именно в пользу науки?
– С одной стороны, это было связано с желанием заниматься наукой, с другой — мне повезло с окружением. В 1994 году я попал в хорошую научную группу в МИЭТе, затем начал активно сотрудничать с физфаком МГУ, и знания, полученные тогда, пригодились позднее и в МГУ, и в Академии наук, и в МИЭТе. С 1995 года я начал работать в НИИ физических проблем; они сами вышли на меня, сказали, что я им нужен. Это был отдел Аркадия Владимировича Емельянова, профессора, доктора наук, лауреата государственных премий. Он, кстати, был учителем Владимира Александровича Беспалова. В 1996 году НИИ отправил меня в мою первую зарубежную командировку на конференцию с нашими результатами. Дальше — больше. В какой-то момент всё те же связи с физфаком МГУ вывели меня в Германию; я там четыре года подряд работал в одном из ведущих центров — Берлинском центре материалов и энергии им. Гельмгольца, это институт, в котором был ядерный центр, и там развивались интересные технологии, которые впоследствии удалось реализовать здесь. И это только первые заделы, которые мне удалось получить в первой своей научной команде. Дальше была успешная защита кандидатской; тогда был бум по пористому кремнию, что на нём можно делать диоды, весь мир туда побежал. До этого МГУ закупал образцы в Индии, а потом они узнали, что мы делаем лучше, и начали заказывать их у нас. Наука была интересной, но и удача — это тоже важная вещь.
– У вас очень плотный график, особенно теперь, когда вы заняли пост и.о. ректора. Расскажите, получается ли у вас находить время на свои увлечения?
– Раньше, когда времени было побольше, ещё на проректорской должности, увлекался спортом. Сначала командным — активно играл в волейбол, в том числе и с командой «Зевс» — были те, кто у нас учился на вечерке, а сам преподавал в спортшколе, были игроки из автокомбината, строители; выигрывали с командой кубки в «Лужниках». Спорт был основным хобби, но потом со временем начал отходить от этого, потому что вот так на игре получишь травму, а это значит, что за тебя должен будет кто-то работать. В конце 80-х я служил в войсках особого назначения, начинал под Алма-Атой, потом полтора года на Иссык-Куле, службу завершил сержантом, по сути начальником стал уже в конце первого года службы. Тогда научился хорошо стрелять, не глядя, не целясь. Если кто-то видел последние «Армейские игры», там все соревнования спецназовцев проходили там, где мы служили. Было интересно, даже из стирального порошка учили делать взрывчатку — вот и там тяга к химии и материаловедению пригодилась. Стрелять нравится до сих пор, но из солдатского оружия. Сейчас, конечно, времени немного, в основном оно уходит на отдых в кругу семьи, у нас живут две собачки, с ними играем, занимаемся.
Квинта (японский шпиц) и Ронда (шелти)
В новой должности я уже два месяца, но всё ещё много непривычного, новых проблем, которые раньше меня не касались. Юрию Александровичу Чаплыгину, когда его назначили ректором МИЭТа в 1998 году, Виталий Дмитриевич Вернер сказал: «Теперь ты поймёшь, как хорошо быть проректором по науке. Сидишь на оперативке, а там проректора по учёбе за двоечников ругают, проректора по хозяйству — за протекающую крышу; проблемы с годами не сильно меняются. А ты сидишь — у тебя всё хорошо, наука движется. Когда становишься ректором, всё, о чём я до этого говорил, становится твоей ответственностью». Вот такие байки от старших товарищей-предшественников.
– Что помогает вам двигаться вперёд и совершать новые достижения? Есть ли у вас какой-то девиз или жизненный принцип?
– Девиз у меня остался ещё со времён службы: «Выше нас только звёзды» — таков девиз военных разведчиков. Нужно всегда стремиться быть выше, лучше, раньше всех, достигать всего, что возможно.
– Что вы можете пожелать студентам на следующий год?
– Конечно, студенческая дружба остаётся навсегда; вы сами видите, как проходят встречи выпускников, уже и 50-летние выпуски были. Скоро 60-летие МИЭТа, и очень хочется, чтобы на празднование пришли те, кто тесно связан с университетом, встретиться с выпускниками, партнёрами, и чтобы студенты тоже приняли в этом событии непосредственное участие. У тех, кто сейчас учится, есть все шансы дожить и до 100-летия университета. Учитесь, не сдавайтесь; жизнь бывает разной, не всегда жизненные обстоятельства складываются так, как хочется, но цените студенческие годы и те отношения, которые складываются в вашем коллективе. Надеюсь, что после выпуска вы будете продолжать общаться, встречаться, строить вместе карьеру. Среди наших одногруппников были и те, с кем потом сотрудничали по науке, и те, кто ушёл в предпринимательство. У нас, например, в потоке был Сергей Пластинин — сооснователь компании «Вимм-билль-Данн», его дочь стала дизайнером одежды. Но изза того, что он много занимался бизнесом в учебное время, Сергей Григорьевич Кальней отчислил его со второго курса за неуспеваемость. Сергей, конечно, был всегда большим активистом; ещё до «Вимм-билль-Данна» он возглавлял миэтовский отряд проводников, который летом ездил в Чехию. Интересных выпускников у нас много, и каждый студент из вашего потока может впоследствии стать одним из них.
Источник: журнал «ИНверсия-МИЭТ», декабрь 2024.