О развитии техпреда в вузах и поддержке стартапов

О развитии техпреда в вузах и поддержке стартапов

25 и 26 апреля в Казани проходил Российский венчурный форум, центральной темой которого в этом году стало технологическое предпринимательство как пространство высших компетенций. Основные дискуссии строились вокруг критериев «идеального» университетского проекта и как Университетские стартап-студии и Университетские венчурные фонды могут оптимально дополнять функционал друг друга, на каком этапе стартапу стоит привлекать инвестиции, а также как проекту преодолеть «долину смерти» на ранних стадий.

В мероприятии приняли участие представители Студии технологического предпринимательства МИЭТ – Елизавета Гарнак и Наталья Голованова. За несколько дней в Казани они побывали на экскурсии в Иннополисе, посетили деловую программу форума и изучили тренды отечественного венчурного рынка, а также сложности, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели и университеты.

По данным международного мониторинга студенческого предпринимательства (GUESS, декабрь 2022 г.), 42% студентов российских вузов видят себя владельцами бизнеса (предпринимателями) в ближайшие 5 лет после получения диплома. Однако во время обучения запускают стартапы лишь 3% из них, в то время как в мире таких студентов - 24% от общего количества обучающихся. Расчеты исследовательской группы ВШЭ подтверждают эти данные. Кроме этого в сфере образования усиливается конкуренция по всем направлениям: за абитуриентов, за финансовые ресурсы, за кадры и пр. Эксперты отмечают, что одно из направлений повышения конкурентоспособности университета – это формирование Университета 3.0.

«Университет 3.0» – это сочетание образования, науки и инновационного предпринимательства. Главная отличительная черта – развитие предпринимательской культуры у студентов, стимулирование и подготовка их к предпринимательской деятельности. Университет заинтересован в том, чтобы студенты параллельно с образованием могли заниматься наукой и развивать собственные бизнес-проекты, а потом реализовывать их, в том числе на предприятиях, связанных с университетом.

Однако существует ряд проблем и ограничений, в том числе отсутствие обширного опыта предпринимательства у преподавателей университета, обучающих предпринимательству – этот опыт необходимо формировать, а также привлекать специалистов из отрасли, конкуренция с образовательным процессом за время и усилия студентов, а также отсутствие у многих студентов потребности развития предпринимательских компетенций.

В настоящее время проблемы решаются постепенно: в стране создана и развивается инфраструктура для развития технологических стартапов, так с 2022 года реализуется федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства»: проводятся тренинги предпринимательских компетенции, акселерационные программы, запущены точки кипения, сеть университетских стартап-студий и многое другое. Кроме этого, в некоторых вузах в учебный план всех направлений подготовки внедряются дисциплины «Основы предпринимательства» и «Основы проектной деятельности». В нашем университете с 2018 года студенты ряда технических направлений подготовки изучают предмет «Технологическое предпринимательство» и под руководством трекеров работают с реальными кейсами от компаний или разрабатывают свой проект.

На форуме представители экспертного сообщества также обсудили важность создания кадрового ресурса, необходимость консолидации команд ученых, создающих продукт и разработку, и студентов, чья экспертиза лежит в области предпринимательских компетенций. В ходе деловой программы Елизавета и Наталья изучили успешный опыт коллег по внедрению нестандартных инструментов по привлечению студентов в акселераторы и мероприятия, направленные на развитие навыков предпринимательства.

Эксперт Студии технологического предпринимательства Наталья Голованова поделилась впечатлениями от форума: «Оказаться в Казани на РВФ-2024 – это невероятная возможность познакомиться с экспертами, увидеть реальную ситуацию на рынке и изучить опыт коллег. Хочу отметить, кстати, что больше половины представленных на форуме – созданы на основе ИИ или используют его. На форуме мы еще раз услышали важность подхода в создании продукта под запрос рынка, а не наоборот, а также о необходимости развивать технологическое предпринимательство в вузе. В настоящее время у студентов есть максимальное количество возможностей, чтобы попробовать свои силы в предпринимательстве – безопасно в стенах университета. И сейчас есть реальный интерес к российским разработкам, в том числе находящимся на ранних стадиях. Поэтому приходите, неважно, есть у вас идея или готовый проект, или нет, будем работать и делать вместе новое!»

Ближайшая возможность рассказать о своем проекте и получить первые инвестиции – это принять участие в питч-сессии «Стартап пикник», которая состоится 25 июня. Подробности и регистрация по ссылке.

Также вы всегда можете обратиться за помощью, трекингом и экспертизой в Студию технологического предпринимательства через группу Вконтакте, по почте (startup.miet@mail.ru) или лично в ауд. 3211.

Также вам может быть интересно Учеба для всех: обучение в рамках «Приоритет 2030» и ПИШ МИЭТ
Приемная комиссия 8 800 600-56-89 abit@miee.ru
Контакты для прессы +7 499 720-87-27 mc@miee.ru