Евдокимова Мэри Георгиевна доктор педагогических наук, доцент

Краткая биография

В 1972 году с отличием закончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина.

В Национальном исследовательском университете «МИЭТ» работает с 1979 г. на должностях преподавателя, старшего преподавателя, доцента.

В 1992 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проблема использования компьютерных языковых игр в работе над рецептивной лексикой» (13.00.02 (методика преподавания иностранных языков).

2007 году защитила докторскую диссертацию на тему «Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии».

С 1993 г. по 2018 г. заведующая кафедрой иностранных языков.

C 1999 г. по 2018 г. декан организованного ею факультета иностранных языков (ИЯ).

С 2018 года директор Института лингвистического и педагогического образования (ЛПО).

Повышение квалификации проходила в МГУ, МГЛУ, МГИМО, США, Великобритании, Испании, Германии.

Имеет звания «Почетный работник высшей школы РФ», «Ветеран труда». Награждена медалью «За участие в переписи населения». Отмечена почетной грамотой префекта Зеленоградского административного округа г. Москвы.

Награждена медалью «За вклад в реализацию государственной политики в области образования и научно-технологического развития»

Читаемые курсы

  • Практический курс английского языка для аспирантов
  • Введение в теорию межкультурной коммуникации
  • Методика преподавания иностранных языков
  • Методика обучения иностранным языкам в вузе
  • Введение в специальность


Научная деятельность

Научная специальность: 13.00.02 теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки).

Сфера интересов: лингводидактика; профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в вузе как система; теория межкультурной коммуникации; дидактика перевода; проектные технологии обучения иностранным языкам; методологические и педагогические аспекты использования программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам (ПАСОИЯ); cпособы формирования метакогнитивных умений студентов в процессе обучения ИЯ.

Член Диссертационного совета Московского городского педагогического университета 72.2.007.06 (5.8.2. - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, иностранные языки) (педагогические науки))

Член Диссертационного совета Московского государственного лингвистического университета 24.2.330.01., специальность 5.8.2.

Опубликовала более 160 научно-методических работ.

Основные публикации:

1. Евдокимова М.Г. Специфика ЭВМ как средства обучения иностранному языку // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы / Сб. науч. тр. – Рига: РПИ, 1988. – С. 155-159.

2. Евдокимова М.Г. Компьютерные игры как средство обучения иностранному языку // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высш. шк. / Сб. науч. тр. Вып. 5. – Рига: РПИ, 1989. – С. 72-80.

3. Евдокимова М.Г. Приемы обучения общенаучной лексике на старших курсах технического вуза с помощью ЭВМ // К проблеме взаимосвязанного обучения основным видам иноязычной речевой деятельности на материале текстов по радиотехнике, электронике и связи: Мат-лы науч. конф. – Киев: КГУ, 1989. – С. 194-197.

4. Евдокимова М.Г. Компьютерные игры в самостоятельной работе студентов над рецептивной лексикой // Применение обучающих программ в самостоятельной работе студентов / Сб. науч. тр. Куйбышев. гос. ун-та. - Куйбышев, 1990. – С. 137-145.

5. Евдокимова М.Г. Компьютерные языковые игры в работе над лексикой при обучении чтению // Обучение иностранному языку в вузах неязыковых специальностей на современном этапе: проблемы и перспективы. / Сб. науч. тр. МГЛУ. Вып. 386. - М.: МГЛУ, 1991. – С. 118-126.

6. Evdokimova M.G. The Ligris System as a Problem-Oriented Instructional Medium for Generation of Vocabulary Exercises and Games // East-West Conference on Emerging Technologies in Education / Conference Proceedings. - Moscow: International Center for Scientific and Technical Information, 1992. – P.117-123.

7. Евдокимова М.Г. Читаем и обсуждаем экономическую литературу на английском языке: Учебное пособие. – М.: МИЭТ (ТУ), 1995. – 71 с. (Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент»).

8. Евдокимова М.Г. Компьютерная технология обучения иностранным языкам как проблема прикладной лингвистики и лингводидактики // Новые технологии коммуникативно ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Сб. научных трудов МГЛУ. Вып. № 449. – М.: МГЛУ, 2000. – С.16-31.

9. Евдокимова М.Г. Компьютерная среда развития автономности студента в процессе овладения иностранным языком // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: Сборник научных трудов МГЛУ. Выпуск 461. – Москва: МГЛУ, 2001 – С. 81 – 96.

10. Евдокимова М.Г. Классификация компьютерных средств обучения иностранным языкам (КСОИЯ) / Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы). Вестник МГЛУ. Выпуск 467. – М.: МГЛУ, 2001. – С.124-133.

11. Евдокимова М.Г. Уровни автономности студента при обучении профессиональному общению в электронной среде. Вестник МГЛУ. Выпуск 477. Современные подходы к уровням обученности и критериям их оценки при подготовке по иностранному языку специалистов-нефилологов. – М., 2001.– C.132-146.

12. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникации и информатизация образования.- N 4(5), июль-агуст. – 2001. – С.47-57.

13. Евдокимова М.Г. Виртуальные форматы для обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет // Телекоммуникации и информатизация образования.- N 2(9), март-апрель 2002. – С.65 –70.

14. Евдокимова М.Г. Типы компьютерных средств обучения иностранным языкам и стратегии их применения/ Образование и виртуальность: Сборник научных трудов. Выпуск 7. Харьков – Ялта, 2003. – С.132-137.

15. Евдокимова М.Г. Развитие иноязычной коммуникативной и когнитивной культуры студентов вузов технического профиля на основе интегративной компьютерной технологии обучения/ Образование и виртуальность – 2004. Сборник научных трудов 8-ой Международной конференции Украинской ассоциации дистанционного образования. – Харьков-Ялта: УАДО, 2004. – С. 96-102.

16. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам. – М.: МИЭТ, 2004. – 312 с.

17. Павлова И.П., Евдокимова М.Г., Багрова А.Н. Компьютер в преподавании иностранных языков в вузе: Учебное пособие. – М.: МГЛУ, 2005. – 104 с.

18. Евдокимова М.Г. Уточнение целей и содержания обучения иностранному языку в техническом вузе (базовый курс) / Разноуровневая подготовка по иностранному языку в вузах неязыковых специальностей. Вестник МГЛУ. Выпуск 509. Серия Лингводидактика. – М.: МГЛУ, 2006. – С. 36 – 48.

19. Евдокимова М.Г. Программа дисциплины «иностранный язык» для вузов наукоемких инженерно-технических специальностей / Программно-методическое обеспечение системы разноуровневой подготовки по иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей. Вестник МГЛУ. Выпуск 526. Серия Лингводидактика. – М.: МГЛУ, 2006. – С.167-198.

20. Евдокимова М.Г. Программно-аппаратные средства обучения в составе УМК по иностранному языку в неязыковом вузе / Учебно-методический комплекс в системе подготовки по иностранным языкам в неязыковых вузах: теория и практика разработки. Вестник Моск. гос. лингв. ун-та. Вып. 538. Серия Лингводидактика. – М.: Рема, 2007. – С.123-132.

21. Евдокимова М.Г. Текст как средство формирования профессионально ориентированной вторичной языковой личности/ Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы международной конференции. Москва, 10-11 апреля 2009 года. – М., РУДН, 2009. – С. 119-122.

22. Евдокимова М.Г. Структурно-содержательные модели текста в обучении профессионально ориентированному переводу / Профессионально ориентированный перевод: реальность и перспективы: Сборник научных трудов по материалам 4-ой Международной научно-методической конференции, посвященной 50-летию РУДН, Москва. 20-21 мая 2009 г. – М.: РУДН, 2009. – С.185-190.

23. Евдокимова М.Г. Способы формирования и развития автономности учащихся в процессе овладения иностранным языком: метод. пособие для преподавателей. – М.: МИЭТ, 2010. – 96 с.

24. Евдокимова М.Г. Социокультурный контекст профессии как основа концептуализации целей обучения иностранным языкам в неязыковых вузах/ Языки в современном мире: материалы IX международной конференции. – М.: КДУ, 2010. – С.104-112.

25. Евдокимова М.Г. Формирование иноязычной профессиональной дискурсивной компетенции студентов неязыковых вузов / Модернизация системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Выпуск 12 (645). Педагогические науки. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. – С. 32- 42.

26. Евдокимова М.Г. Язык для специальных целей. Информационно-коммуникационная технология обучения. Education System: Монография. – LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 628 с.

27. Евдокимова М.Г. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам как система. Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Выпуск 12(672). Педагогические науки. – М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. – С.49-58.

28. Евдокимова М. Г. Современные жанры текстов для обучения профессиональному общению специалистов нелингвистического профиля // Язык и культура. 2013. – № 4 (24). – C. 37–41

29. Евдокимова М. Г. Развитие личности студента в профессионально ориентированном иноязычном образовании на основе ИКТ//Сборник докладов российских участников II Международной научно-практической конференции «Современные информационные и коммуникационные технологии в высшем образовании: новые образовательные программы, педагогика с использованием E-learning и повышение качества образования», 9-10 апреля 2014г., Римский университет La Sapienza. – М.: ННОУ «МИПК», 2014. – С. 112-116.

30. Евдокимова М.Г. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в среде информационно-коммуникационных технологий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Педагогические науки. – 2016. – Вып. 16 (755). Реализация компетентностного подхода в системе иноязычной подготовки профессиональных кадров. – С.41-47.

31. Евдокимова М.Г. Предметный и социокультурный контексты профессии как источник развития иноязычного образования в неязыковом вузе. Вестник Московского государственного университета. Образование и педагогические науки. Выпуск 4(775). Обеспечение качества и развития языкового образования в нелингвистическом вузе. – Москва ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. – С. 20-32.

32. Евдокимова М.Г. Инновационная система профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. М.:БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017.– 436с.

33. Mary Evdokimova. Strategies of Profession Oriented Foreign Language Education. EDULEARN17 // Proceedings of EDULEARN17 Conference 3rd-5th July 2017, Barcelona, Spain. – Р. 9127-9134.

34. Mary Evdokimova. Innovation Strategies Of Profession-Oriented Foreign Language Education // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS RPTSS 2017. International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. Volume XXXV, Pages 332-341.

35. Mary Evdokimova, Natalia Baydikova, Yelena Davidenko. Grouping Criteria for Training Foreign Language Interpersonal Communication Skills of Engineering Students // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS RPTSS 2017. International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. Volume XXXV, Pages 264-272.

36. Евдокимова М.Г. Способы формирования метакогнитивных умений студентов при обучении иностранному языку. Вестник МГЛУ. Выпуск 2 (796). Личностно ориентированное обучение иностранным языкам в системе профессиональной подготовки. – М.: Москва, ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. – С. 111- 125.

37. Евдокимова М.Г., Сапожникова О.С. Программа Google Classroom как инструмент формирования автономности студента в процессе личностно-деятельностного обучения иностранным языкам. Вестник МГЛУ. Выпуск 2 (796). Личностно ориентированное обучение иностранным языкам в системе профессиональной подготовки. – М.: Москва, ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. – С. 183-191.

38. Евдокимова М.Г. Основы обучения учащихся стратегиям овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. – 2018. – № 9. – С. 12-18.

39. Mary Evdokimova. Justification of Using Computer Games in Teaching and Learning Foreign Languages // INTED2018 Proceedings. 12th International Technology, Education and Development Conference. March 5th-7th, 2018. – Valencia, Spain. – P. 2417-2424.

40. M. Evdokimova, N. Baydikova, Y. Davidenko. Assigning Group Work Roles to EFL Students in Accordance with Their Personality Type. INTED2018 Proceedings. 12th International Technology, Education and Development Conference. March 5th-7th, 2018. – Valencia, Spain. – P.2161-2167

41. Евдокимова М.Г. Актуальные вопросы современной теории обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: Учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по программе «Лингводидактика в сфере приоритетных направлений науки и техники» (направление 45.04.02 – Лингвистика). – М.: МИЭТ, 2018. – 206 c.

42. M.G. Evdokimova, M. A. Krasilshchikova. Expanding Innovative Capacity of a Professional Through Teaching Foreign Languages at Non-Linguistic Universities /Proceedings of INTED2019 Conference 11th-3th. March 2019. – Valencia, Spain. – P.1326-1332.

43. Евдокимова М. Г., Красильщикова М.А. Развитие инновационного потенциала профессионала в курсе иностранного языка в неязыковом вузе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. Выпуск 1 (830). – М.: Москва, ФГБОУ ВО МГЛУ, 2019. – С. 32-46.

44. Монография Homo innovaticus как образовательный идеал в контексте подготовки преподавателей иностранных языков (М.Г. Евдокимова) // Аксиология иноязычного педагогического образования: монография / коллектив авторов; по итогам Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков (Москва 6-7 декабря 2019 г.) / М.А. Ариян [и др.]; под ред. А.К. Крупченко, С.В. Чернышова. М.: МПГУ, Г.Ю. Крюков, 2020.– 423 с.C.49-57.

45. M.Evdokimova. Hоmo Innovative as an Educational Ideal in the Context of Training Teachers at Non-Linguistic Universities. Proceedings of 4th International Technology, Education and Development Conference ( INTED2020 Conference) 2nd-4th March 2020, Valencia, Spain. P. 0120-0124. Web of Science.

46. Evdokimova M.G. (2020) Integration of Professional-Practical Aspects and Value-Semantic Aspects of the Educational Ideal of Homo Innovatiсus while training innovative engineers. In: Anikina Z. (eds) Integrating Engineering Education and Humanities for Global Perspectives. IEEHP 2020. Lecture Notes in Networks and Systems vol 131. Springer, Cham 558-568. Scopus

47. Евдокимова М.Г., Давиденко Е.С., Байдикова Н.Л. Влияние требований рынка труда на содержание и организацию обучения иностранному языку в техническом вузе. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки 2020 (835). – М.: Москва, ФГБОУ ВО МГЛУ, 2020. - С. 33-41. ВАК

48. M. Evdokimova, M. Krasilshchikova. Methodology of Studying the Influence of Digital-Generation Teaching Aids on the Theory and Practice of Language Education.15th International Technology, Education and Development Conference. 8-9 MARCH, 2021 VALENCIA (SPAIN) INTED2021 Proceedings. Pages: 199-208. Publication year: 2021. ISBN: 978-84-09-27666-0 ISSN: 2340-1079.Web of Science

49. Евдокимова М.Г., Красильщикова М.А. Методологические подходы к системному исследованию цифровых средств обучения иностранным языкам. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. – 2021. – № 1. – С. 96-105. (в соавторстве). ВАК

50. Евдокимова М.Г. Интегративные тенденции развития иноязычного образования в неязыковом вузе / Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Выпуск 2 (839). – М.: Москва, ФГБОУ ВО МГЛУ, 2021. – С. 26-35.ВАК

51. Евдокимова М.Г. Перспективы эволюции учебника иностранного языка для неязыкового вуза// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 26. - № 192. - C.7-15. ВАК

52. Евдокимова М. Г. Организация самостоятельной работы студентов: инновационный потенциал традиций // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 2(843). С. 68–73. DOI 10.52070/2500-3488_2022_2_843_68 ВАК

53. Нургалиев И.Р., Евдокимова М.Г. (2022) Возможности использования лингвистического корпуса в обучении иностранному языку на начальном этапе. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (1). С. 176-183. ISSN 1999-4133 ВАК

54. Савченко О.Н., Евдокимова М.Г. К обоснованию понятия профессионально ориентированной лингводидактической ролевой игры как метода обучения иностранному языку. Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология», № 1 (62), 2023. С.205 – 213. УДК 372.881.1 Doi: 10.26456/vtpsyped/2023.1.205

55. Юнгина А. Н., Евдокимова М. Г. Проблема формирования готовности учителя к разработке цифровой лингвообразовательной среды/ Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 2024, 2 (54). С. 179-188. ВАК

56. Евдокимова, М. Г. Английский язык для инженеров. Инженерная этика (B2-C1) : учебник для вузов / М. Г. Евдокимова, Е. С. Давиденко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19159-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556070 (дата обращения: 31.05.2024).