Заведующий кафедрой права рассказал о том, как готовят кадры для борьбы с киберпреступностью
О киберпреступности, о перспективах борьбы с ней и о том, каких специалистов ждет мир юриспруденции, рассказывает заведующий кафедрой права МИЭТ, доктор юридических наук, профессор Лев Владимирович Бертовский.
– Лев Владимирович, разрешите Вас вначале поздравить с получением благодарности от председателя Государственной Думы Вячеслава Володина. Достойная оценка многолетнего добросовестного труда.
– Спасибо. Служу России.
– Когда вообще возникла проблема киберпреступности?
– В мире это произошло более полувека назад, когда изобрели компьютер. Первые компьютерные преступления связаны с банками: преступники изымали денежные средства со счетов клиентов. Изначально эти преступления были достаточно наивны, но угроза тем не менее получила все предпосылки к развитию. В нашей стране активно киберпреступность стала развиваться в конце девяностых. Конечно, тогда эта преступная деятельность еще не получила большого размаха, но, когда у всех появились компьютеры, проблема стала разрастаться. Причем, компьютерные преступления не обязательно связаны с деньгами. В ряде случаев преступления совершаются с использованием компьютера, но они не направлены на похищение каких-то денежных средств. Например, хакер из Великобритании признался, что во время полета в самолете, где были установлены игровые компьютеры, ему удалось подключиться к управлению и произвести несанкционированный спуск борта на 500 метров. В группе риска атак киберпреступников и медицинские устройства. Например, некоторые модели кардиостимуляторов созданы с компьютерным управлением. Инсулиновые помпы тоже. Везде возможно несанкционированное внедрение и преступная деятельность. Киберпреступность – это очень широкий класс преступлений.
– А какие самые громкие киберпреступления известны на сегодняшний день?
– Громкие и нераскрытые – это ряд авиакатастроф, произошедших в России. По результатам расследований эксперты говорили, что пилоты, скорее всего, не руководили самолетом. Конечно, сказать, что все так и было, пока нельзя, но версия правдоподобная. Киберпреступления постоянно совершаются в банках. Там все время идет какая-то утечка информации. Но дело в том, что масштаб этих преступлений не всегда можно оценить сразу. Сколько от этого людей пострадало? Какой ущерб причинен? Существуют компьютерные программы, которые маскируют увод денег из системы и обнаруживается это далеко не сразу. Поэтому компьютерные преступления пролонгированы. Оценки ущерба всех этих преступлений в нашей стране — до триллиона рублей.
– Проблема ведь еще, наверное, усугубилась с появлением виртуальных денег?
– Безусловно. На виртуальные биржи тоже осуществляют хакерские атаки. С распространением в ближайшие годы квантовых компьютеров киберпреступность выйдет на новый уровень. Для того, чтобы оказывать своевременное противодействие таким преступным проявлениям, необходимы высококвалифицированные кадры. Говоря о цифровой экономике, наш президент постоянно акцентирует внимание на этом. Но есть еще одна проблема: никакая цифровая экономика не сможет существовать без цифрового судопроизводства, где кадры также отсутствуют. В конце прошлого года Александр Иванович Бастрыкин, председатель Следственного комитета, создал у себя отдел по расследованию киберпреступлений. Но где он будет брать следователей? Кадровый голод наблюдается и в МВД, и в ФСБ. Поэтому страна нуждается в образовательных программах на стыке различных специальностей, особенно это важно для такого вопроса, как борьба с киберпреступностью.
– Напомним читателям, что кафедра права МИЭТ – это единственная в России кафедра, которая проводит подготовку специалистов на стыке юриспруденции и технических дисциплин. В прошлом году вы набрали первый поток студентов. Какие впечатления? Верной дорогой идете?
– Во-первых, хочу сказать, что МИЭТ – это шикарная база с необходимым техническим оснащением и первоклассными специалистами. Наша учебная программа – это 60% юридических дисциплин и 40% – технических, где уже на первом курсе ребята учатся программировать. В юридической части предусмотрено изучение фундаментальных дисциплин: уголовное право, гражданское право, административное право, криминалистика. Для того, чтобы понимать ту или иную норму права, особенно на стыке с техникой и юриспруденцией, надо быть специалистом и там, и там. Обычно это достигается путем получения двух образований. Мы оптимизировали программу так, что за 5 лет специалитета получается специалист, равный работнику с двумя высшими образованиями.
– Как бы вы охарактеризовали своих студентов?
– Интересующиеся люди. Они желают чего-то достичь, понимают современные вызовы, не боятся трудностей. Это подтверждает простой факт, что у нас вместе учатся и технари, и гуманитарии. Технарям немножко сложно ориентироваться в правовом поле, а лирикам — в техническом. Но мы эту особенность учли. Мы специально общались с преподавателями, с профессорским составом и просили их адаптировать детей. Если надо — мы проводим дополнительные занятия, и ребята действительно стараются. В первом семестре наши студенты не получили ни одной двойки и сдали в срок все предметы. Я считаю, что это очень хороший показатель.
– Планируете ли вы для своих студентов практику?
– Они будут проходить практику на четвертом курсе: в Следственном комитете, в МВД и, возможно, даже в ФСБ. В последнее время часто стали приходить письма от правоохранителей. И это учитывая, что кафедра только начала свою работу по подготовке специалистов. Думаю, что в скором времени у нас появится даже целевое обучение. 28 февраля мы проводим конференцию «Цифровые технологии в юриспруденции: генезис и перспективы». Там будут присутствовать правоохранители из центрального аппарата Следственного комитета, Генеральной прокуратуры, и мы обязательно будем проговаривать возможность такого сотрудничества.
– А кому будет полезна эта конференция, кто на нее может попасть?
– Попасть может любой желающий, достаточно зарегистрироваться по телефону 8 (987) 569-09-63. Там будут и теоретики, и практики, которым можно будет задать вопросы. Кроме того, мы попросим экспертов предложить свои идеи по организации обучения. Многосторонний взгляд ученых всегда улучшит материал образовательной программы. Будут известные ученые-криминалисты: профессоры Анатолий Кустов, Виталий Вехов, профессор кафедры криминалистики МГУ Игорь Комаров. Ожидаем, что форум будет представительным.
– Над какими проектами сейчас работает кафедра права?
– Активно работаем над проектом «Средства и методы борьбы с наркопреступностью с учетом использования лицами компьютерной техники» – разрабатываем механизмы, которые позволят пресекать торговлю наркотиками через интернет. Кроме того, исследуем вопросы получения вербальной информации участниками уголовного судопроизводства. Речь идет о бесконтактном получении психофизиологических реакций на раздражители: вопросы, напоминания и т.д. Сейчас я обсуждаю тему о разработке подходов криминалистического обеспечения национальной безопасности. Надеюсь, когда наши студенты немного подрастут, мы приятно удивим не только наш город, но и всю страну.